Магистратура
2020/2021
Научно-исследовательский семинар "Философская антропология"-1
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Философская антропология)
Направление:
47.04.01. Философия
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Михайловский Александр Владиславович,
Осминская Наталия Александровна,
Павлов Александр Владимирович,
Плешков Алексей Александрович
Прогр. обучения:
Философская антропология
Язык:
русский
Кредиты:
8
Контактные часы:
128
Программа дисциплины
Аннотация
Программа учебной дисциплины Научно-исследовательский семинар «Философская антропология-1» является частью ОП "Философская антропология"; (1 курс) и базируется на общих и специализированных знаниях в области истории западной философии, истории русской мысли, теории и практики аргументации. В рамках НИС обсуждаются актуальные проблемы и методологические подходы, применяемые в анализе основного корпуса античной мысли, философии Нового времени и социально-политической мысли.
Цель освоения дисциплины
- Чтение и анализ текстов «Размышления о первой философии» Декарта, «Критика чистого разума» Канта и «Теоретическая философия» Вл. Соловьева;
- Ознакомление с проблемой времени и вечности в ранней древнегреческой культуре, в философии Платона и его предшественников;
- Ознакомление студентов с основными приемами историко-философского анализа античного философского текста;
- Представление историко-философской проблематики в контексте интеллектуальной истории (история античного платонизма в институциональном аспекте);
- Ознакомление студентов с принципами философской герменевтики; знакомство студентов с азами политической теории как академической дисциплины в США в ХХ веке.
Планируемые результаты обучения
- Знает этапы развития американской политической теории XX века и взгляды различных авторов на её эволюцию
- Знает что такое политическая теория в американской традиции, политическая теория и паттерн всеобщей истории и что такое политическая теория в британской традиции
- Знает содержание текстов, связанных с упадком современной политической теории в середине ХХ века
- Разбирается и свободно ориентируется в текстах Шелдона Уолина, Данте Джермино и Ричарда Эшкрафта.
- Студенты знают предысторию аргумента "cogito ergo sum"
- Студенты сопоставляют различные направления интерпретации картезианского cogito в философии XVII-XVIII вв.
- Студенты анализируют онтологический и этический аспект cogito в классическом немецком трансцендентализме
- Студенты анализируют и сопоставляют различные проекты реабилитации и критики картезианского cogito в XX в.
- Студенты анализируют концепты "Я", "самосознание" и "cogito" в контексте в русской философии XIX-XX вв.
- Сравнивает основные теоретико-методологические подходы, релевантные историко-философскому исследованию
- Презентует ключевые идеи теоретико-методологических подходов, релевантных историко-философскому исследованию
- Анализирует стратегии аргументации в рамках теоретико-методологических подходов, релевантных историко-философскому исследованию
- Оперирует ключевыми темпоральными понятиями древнегреческой философии
- Представляет основные идеи «философии времени» Платона
- Студенты знакомы с основными приемами историко-философского анализа античного философского текста
- Студенты знают композицию диалога «Софист»
- Студенты знают платоновскую логику пяти «высших родов сущего»
- Студенты обладают пониманием роли понятий logos, doxa, episteme, tekhne sophistike, tekhne doxastike, sophistes, sophos у Платона
- Студенты знают композицию диалога "Парменид"
- Студенты имеют представление о проблеме онтологизации гипотез «Парменида» в философии неоплатонизма
- Студенты имеют представление об особенностях двух интерпретаций диалога «Софист» - Г.В.Ф. Гегеля и М. Хайдеггера
Содержание учебной дисциплины
- Краткий экскурс в историю политической теорииВведение в американскую политическую теорию ХХ века
- Истоки политической теории: формирование дисциплины, первые концепции и поиск языка описанияВведение в американскую политическую теорию ХХ века
- Странная смерть политической теорииВведение в американскую политическую теорию ХХ века
- Политическая теория и проблема идеологииВведение в американскую политическую теорию ХХ века
- Декарт. Предыстория аргумента «cogito ergo sum».Прецеденты cogito в платонизме и августинизме. Онтологический аргумент как версия cogito. Варианты cogito в текстах Декарта. «Размышления о первой философии» как биографическое свидетельство. Декарт о субстанциальной основе мысли о бытии в чистом акте самосознания. Онтологический смысл аргумента Декарта о несомненности самосознания. Cogito как открытая нам непосредственно мыслящая субстанция. «Я» как конечная субстанция. Невнушаемость cogito. Основания, на которых Декарт трактует «Я» как «...вещь несовершенную, неполную, зависящую от чего-то другого, беспрестанно домогающуюся и стремящуюся к чему-то лучшему и большему, чем я сам...». Трансцендентальная связь тем, выявляемых актом cogito: сознание – самосознание – истина – опыт – Бог – свобода – метод – объективность – интерсубъективность – добро – воля – время – экзистенция. Духовная субстанция и присущие ей изначально (вложенные Богом) идеи. Мышление и воля в их противоречивом тождестве. Телесная субстанция как «машина». Картезианство и антикартезианство XVII – XVIII вв. в свете проблемы cogito. Историко-философский миф о «субъективизме» Декарта.
- Cogito и картезианство XVII – XVIII века.«Еретическое» картезианство Спинозы: Бог как творящая природа, тождественная себе во всех творениях; тождество бытия и мышления в любой идее; неполнота истины как источник лжи; воля как ущербная идея; утрата специфики личного существования; отказ от свободы. Антикартезианство Паскаля. Компромисс Мальбранша: идеи, несущие в себе «требование бесконечности». Новая версия cogito: «возможно некоторое время существовать, не мысля о себе самом; но мы не смогли бы просуществовать ни одного мгновения, не мысля о бытии». Материальная протяженность как теневой аспект абсолюта. Каузальность как прерогатива Бога. Открытие Мальбраншем проблемы несводимости индивидуального существования к идеальности. Синтетический итог картезианства в философии Лейбница: способность сущности к порождению из своей идеальности реального бытия: cogito становится живым центром активности. Отношение Лейбница к онтологическому аргументу: мы не можем сказать, что абсолютное бытие является содержательным обобщением ограниченных видов бытия, так как между миром сущностей и абсолютом есть качественная граница. Монада и cogito. Эмпиризм Беркли и Юма. Тезис Беркли «быть – значит быть воспринимаемым» как исключение из бытия все косвенно данных типов действительности. Безальтернативность субъект-объектного бытия. Юм и его деструкция европейских представлений о Я. Познающее Я как когнитивная сила свободной ассоциации печатлений. Чистое Я как поток атомарных психических состояний. Стратегия Юма: Я не отрицается, но радикально выводится из дискурса об умопостигаемой субстанции, при сохранении метафизических функций высшего синтеза. Юмовский шаг к эпохе позднего Просвещения с ее мечтой об индивиде, укорененном в природе, но не утратившем метафизического «первородства». Топология" cogito: его превращенные формы в литературе и философии эпохи Просвещения (Вико, Вольтер, Руссо, де Сад, «штюрмеры», романтики). Отклонения от картезианской парадигмы в результате принятия за очевидность не самого сознания, а той или иной внешней данности (природа-разум-человек).
- Онтология и этика cogito в классическом немецком трансцендентализме.Деструкция cogito в витализме XIX века. Кантовская критика Декарта. Раздел «Критики чистого разума» о паралогизмах и запрет прямой связи бытия и мышления без посредства чувственности, каковая допускалась в cogito. Проблема обоснования синтетической деятельности мышления как активности Я. Высший пункт обоснования – учение о трансцендентальном единстве апперцепции. Отождествление Я и рассудка; поиск оснований априорного синтеза. Я как источник продуктивного воображения и субъект свободы. Принципиальное изменение классической трактовки самосознания: Я из простого субъекта превращается в многослойную систему. Невозможность дедукции позитивного знания из апперцепции как таковой. Присутствие темы Я в разделе о трансцендентальном идеале. Реабилитация cogito у Фихте и Шеллинга. Историзм cogito у Гегеля. Гегель и проблема «начала» системы, предвосхищающего «конец» движения категорий. (Аналогия с Декартовым обоснованием возможности философии как науки.) Эгология трансцендентального идеализма в целом и его диалектика, запрещающая догматическую, лишенную момента негативности объективацию мысли. Трансцендентальная диалектика как критика классического рационализма. Отказ от отождествления направленной на объект мысли и самосозидающего сознания cogito. Кризис программы трансцендентального идеализма и триумф психологизма в XIX веке. Экзистенциально-волюнтаристская оппозиция: Шопенгауэр, Керкегор, Ницше.
- Cogito в XX векеВозвращение к Декарту и реабилитация классической метафизики в начале XX века. «Дуализм» Бергсона. Неокартезианство Гуссерля. Хайдеггер contra Декарт: критика нигилизма. Шелер о психофизическом единстве. Французский экзистенциализм и персонализм (Сартр, Камю, Лакруа): cogito и свобода. Картезианство во французском неотомизме (Жильсон, Маритен) и французской феноменологии (Левинас, Мерло-Понти, Марион). Феноменология творчества Башляра: cogito Мечтателя. Рикёр и герменевтика cogito. Деконструкция cogito: Барт, Делез, Деррида, Фуко. Тема cogito в трансцендентальной прагматике Апеля, теории коммуникативного действия Хабермаса и концепте перспективной идентификации Хинтикки. Cogito в аналитической философии сознания.
- «Я», cамосознание и сogito в отечественной философии XIX – XX вв.Парадоксы «Я» в романах Л. Толстого и Достоевского. Дискуссии 90-х гг. XIX в. о проблеме самосознания в журнале «Вопросы философии и психологии». Влияние неокантианской школы, имманентизма и «второго позитивизма». Метафизические альтернативы: работы Вл. С. Соловьева, С.Н. Трубецкого, Л.М. Лопатина. Спор Соловьева и Лопатина о «Я», отраженный в «Теоретической философии». Его продолжение в ряде работ С.Н. и Е.Н. Трубецких, Н.О. Лосского, Г.Г. Шпета, А.Ф. Лосева. Cogito в мелопее Вяч. Иванова «Человек». Расколотое «Я» в прозе и философии А. Белого. Персонализм Бердяева. Синтез картезианства и неокантианства: А.И. Введенский, И.И. Лапшин, H.H. Сретенский. Картезианство в русском интуитивизме: С.Л. Франк, Н.О. Лосский, С.А. Аскольдов. А.Ф. Лосев: концепт «абсолютной личности». Б.П. Вышеславцев об «аксиоме зависимости». Борьба с cogito: В.Ф. Эрн и Л.И. Шестов.
- Время и вечность у Платона и предшественников: Методологическая мастерскаяБольшие горизонты истории идей, идеи-единицы (unit-ideas). История идей Артура Лавджоя. Понятия «время» и «вечность». Гомогенность и гетерогенность времени. Разгерметизация темпоральных понятий. Контекстуализация и проблематизация темпоральной проблематики в греческой традиции. Лексико-семантический анализ: «вечность», «вечное», «вечно». Синхронный и диахронный анализ. Семасиология и ономасиология. Историографическая история понятий Райнхарта Козеллека. Наличное словоупотребление и проблема интерпретации. Мифологический образ (чувственное мышление) и понятие (отвлеченное мышление) — два метода мировосприятия. Вербальные образы. Иконология Уильяма Джона Томаса Митчелла. От мифа к логосу? Образ и понятие у О.М. Фрейденберг. Божественная «вечность», «вечность» законов природы и «вечная» память в древнегреческой культуре. Объяснение и понимание. Целое и часть. Герменевтический круг и гипотетико-дедуктивный метод. Герменевтика Фридриха Шлейермахера. Изобрел ли Парменид вечность? «Знаки» на Пути Истины. Апории Парменида. Платон – последний «докоскратик»? Бессмертие души и проблема времени. Онтологическое основание различия «вечного» и «временного». Метафизическое родство времени и вечности. Концептуализация «вечного» и «вечности» у Платона. Герменевтика и деконструкция.
- Диалоги «Софист» и «Парменид» в контексте Corpus Platonicum и в связи с историей платонизма.Некоторые аспекты платоноведения. Corpus Platonicum: история формирования. «Платоновский вопрос»: биографическая и стилометрическая модели, «тюбингенская революция» в платоноведении, реконструкция Х. Теслефа, реконструкция Т.В. Васильевой. Интеллектуальная (институциональная) история платонизма (Ю.А. Шичалин).
- «Софист», 216a–236c.Композиция диалога. Задача определения софиста. Постановка вопроса об истине и лжи и его зависимость от вопроса о соотношении бытия и небытия. Метод diairesis’а (дихотомического деления) в контексте академических упражнений (Спевсипп). Предварительные определения софиста.
- «Софист», 236d–259d.Определение «истинного» и «ложного мнения» (alethe doxa, pseude doxa) посредством использования диалектики. История философии как «борьба гигантов за бытие»: критика «детей Земли» и «друзей идей». Выведение пяти «главных родов сущего» – ta megista gene (бытие, покой, движение, тождество, различие). Платоновская критика монизма Парменида. Небытие (to me on) как иное (heteron). Возможные переводы понятия me on: «квази-бытие», «недо-бытие».
- «Софист», 259e–268d.Понятие logos’а у Платона. Значение логоса (ядро греческой онтологии) для понимания бытия и небытия. Возможность лжи в речах, мнениях и представлениях. «Подражание, соединенное с мнением» (doxa) и «подражание, соединенное со знанием» (episteme). «Творение образов» и «творение призраков». Tekhne sophistike как tekhne doxastike. Окончательное определение софиста. Противопоставление софиста (sophistes) и мудреца (sophos).
- «Парменид», 126a–135b.Композиция диалога. Краткое изложение учения Парменида и Зенона. Аргументы против теории идей. Аргумент 1 (130e-131e), аргумент 2 (132a-b) – аргумент «третьего человека» (tritos anthropos), аргумент 3 (132b- c), аргумент 4 (132c-133a), аргумент 5 (133a-134e). Первая часть диалога «Парменид» как отражение внутриакадемических дискуссий вокруг учения об идеях. Аристотелевская критика теории methexis’а и дуализма идей и явлений.
- «Парменид», 135d–160b.Разные аспекты отношения единого и многого (вопрос о многом в его значении для себя и для одного, вопрос об одном в его значении для самого себя и для многого). Принципы выделения (дедукции) гипотез. Гипотезы 1–4 («Ei hen estin ...»).
- «Парменид», 160b–166c.Гипотезы 4–8 («Ei hen me estin ...»). Онтологизация гипотез «Парменида» в философии неоплатонизма (Плотин). Вопрос о «реальном предмете» гипотез и иерархическая шкала действительных предметов. Девять гипотез «Парменида» (на материале комментариев Прокла и Дамаския).
- Конфликт интерпретаций: Хайдеггер vs. Гегель.Гегель: «Софист» как источник диалектики бытия и небытия. «Бытие» и «ничто» как моменты истинного бытия, становления. Истина бытия как негативность бесконечного самообоснования субъекта. Хайдеггеровская интерпретация «Софиста» (1924): логос как подлинный способ истинствования/непотаенности (dialegesthai как aletheuein) и способ сокрытия в толках (verdeckendes Gerede). «Конкретное здесь-бытие» (Dasein) философа и софиста.
Элементы контроля
- 4 модуль Работа в аудитории
- 4 модуль Эссе
- 4 модуль Экзамен
- 1 модуль Работа в аудитории
- 1 модуль Эссе
- 1 модуль Собеседование
- 2 модуль Тесты
- 2 модуль Доклад-презентация
- 2 модуль Оппонирование и работа в аудитории
- 2 модуль Тематический реферат
- 3 модуль Аудиторная работа
- 3 модуль Экспресс-контрольные
- 3 модуль Контрольная работа
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.2 * 2 модуль Тематический реферат + 0.1 * 1 модуль Работа в аудитории + 0.25 * 1 модуль Собеседование + 0.15 * 1 модуль Эссе + 0.1 * 2 модуль Доклад-презентация + 0.1 * 2 модуль Оппонирование и работа в аудитории + 0.1 * 2 модуль Тесты
- Промежуточная аттестация (4 модуль)Qитог. = (Q1 промежут. +Q2 промежут. +Q3 промежут. +Q4 промежут.) : 4
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Fink, E., & Husserl, E. (1995). Sixth Cartesian Meditation : The Idea of a Transcendental Theory of Method. Bloomington: Indiana University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=11043
- Immanuel Kant. (2018). Critique of Pure Reason. [N.p.]: Dover Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1809086
- Rene Descartes. (2019). Meditations on First Philosophy. [N.p.]: Dancing Unicorn Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2229240
- Античная философия, Асмус, В. Ф., 2003
- Как читать Платона, Слезак, Т. А., 2009
- Современная политическая философия : введение, Кимлика, У., 2010
Рекомендуемая дополнительная литература
- Grafton, A. (2006). The History of Ideas: Precept and Practice, 1950-2000 and Beyond. Journal of the History of Ideas, 67(1), 1–32. https://doi.org/10.1353/jhi.2006.0006
- Hegel, G. W. F. 1770-1831. (1857). Lectures on the philosophy of history, by G. W. F. Hegel. Tr. from the 3d German ed. by J. Sibree . Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BD4D919F
- Husserl, E., & Ströker, E. (2012). Cartesianische Meditationen. Hamburg: Felix Meiner Verlag. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=818011
- КОЗЕЛЛЕК РАЙНХАРТ. (2016). «Пространство Опыта» И «Горизонт Ожиданий» - Две Исторические Категории. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.61EE4EA4
- Политическая наука: новые направления, , 1999