• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Человекоцентрированный подход: теория и практики"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Консультативная психология. Персонология
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу психологических дисциплин, обеспечивающих подготовку по специальности 37.04.01 – психология, уровень магистра, является базовой дисциплиной подготовки по магистерской программе «Консультативная психология. Персонология» Центра фундаментальной и консультативной персонологии департамента психологии НИУ ВШЭ. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Общая психология», «Теории личности», «Основы психологического консультирования». Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Мастерство психологического консультирования», «Основные направления современной психотерапии», «Практика психотерапевтического взаимодействия», «Теория и практика группового психотерапевтического взаимодействия».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Человекоцентрированный подход: теория и практики» являются: - ознакомить студентов с методологией современных исследовательских разработок в гуманистической психологии; - развить у студентов способности ведения научных исследований в области теории и практики человекоцентрированного подхода; - предоставить студентам возможность устанавливать связи между методологией, теорией, концептуальными моделями и практическими технологиями на данном этапе развития человекоцентрированного подхода; - способствовать пониманию студентами роли человекоцентрированного подхода как области комплексного и интегрального изучения личности; - проводить групповые дискуссии с участием ведущих ученых, развивающих новые идеи и направления теоретической психологии личности; - проводить мастер-классы психологов-практиков, работающих в области клиентоцентрированного консультирования и клиентоцентрированной психотерапии; - обсуждать методологическую составляющую диссертационных работ аспирантов кафедры психологии личности; - осуществлять презентацию планов и проектов магистерских диссертаций студентов; - проводить экспертизу теоретических и эмпирических моделей магистерских диссертаций студентов в форме проведения предзащит курсовых работ и магистерских диссертаций студентов. - знакомить студентов с методами и результатами психологических исследований в рамках человекоцентрированного подхода; - развивать у студентов компетенции, связанные с планированием и осуществлением научно-исследовательской деятельности в области психологического консультирования и психотерапии; - развивать у студентов компетенции, связанные с участием в научных дискуссиях; - осуществлять научную и методическую помощь студентам в подготовке курсовых работ и магистерских диссертаций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Подготовлен развернутый план магистерского исследования
  • Презентирует свою работу и участвует в активном обсуждении (с элементами оппонирования) планов диссертационных исследований своих коллег
  • Подготовлена полная и развернутая программа магистерского исследования
  • Презентирует программу собственного исследования и активно участвует в обсуждении исследований своих коллег
  • Сделана презентация эмпирической части исследования и проведено ее обсуждение, предложены варианты возможных интерпретаций полученных результатов
  • Успешная предзащита магистерского исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Подготовка развернутого плана магистерской диссертации
    Студентам даются рекомендации по подготовке плана магистерской диссертации, демонстрируются лучшие образцы планов магистерских диссертаций выпускников прошлых лет. Определяется стадия готовности диссертации у каждого студента, выявляются и обсуждаются проблемы.
  • Тема 2. Выступления студентов с развернутыми планами магистерских диссертаций
    Студенты выступают с презентациями развернутых планов собственных магистерских диссертаций. Акцент делается на анализ теоретической части диссертации, проработку научного и понятийного аппарата. Организуются публичные дискуссии, с элементами оппонирования (в качестве оппонентов, экспертов выступают студенты), высказываются замечания и предложения по совершенствованию планов и теоретической главы диссертаций.
  • Тема 3. Разработка программы магистерского исследования
    Ознакомление студентов с основными принципами и этапами построения и разработки программы эмпирического исследования: обоснование выборки исследования, методов и процедуры исследования, подбора методов математической статистики для обработки результатов исследования.
  • Тема 4. Презентации студентами программ собственных магистерских исследований
    Выступление студентов с презентациями программ собственных магистерских исследований. Публичные дискуссии с элементами оппонирования, высказывание замечаний и предложений по совершенствованию и детализации программ магистерских исследований.
  • Тема 5. Презентации студентами информационных отчетов о результатах магистерских исследований
    Выступление студентов с информационными отчетами (презентациями) о сборе эмпирических данных в ходе научно-исследовательской практики, их обработки и полученных результатах собственного магистерского исследования. Публичные дискуссии с обсуждения результатов исследований, возможности интерпретации.
  • Тема 6. Предзащиты магистерских диссертаций
    Предзащиты магистерских диссертаций
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий посещение
  • неблокирующий выступление на семинарах
  • неблокирующий Презентация 1
  • неблокирующий Презентация 2
  • блокирующий Презентация проектов
  • неблокирующий посещение
  • неблокирующий выступление на семинарах
  • неблокирующий Презентация 1
  • неблокирующий Презентация 2
  • блокирующий Презентация проектов
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * выступление на семинарах + 0.25 * посещение + 0.25 * Презентация 1 + 0.25 * Презентация 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Карл Роджерс и его последователи : психотерапия на пороге ХХI века: сб. ст.: пер. с англ., , 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • А.Б. Орлов. (2004). ПЕРСПЕКТИВЫ ГУМАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ (РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ К. РОДЖЕРСА, Дж. ФРЕЙБЕРГА «СВОБОДА УЧИТЬСЯ»). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.25CA8B9B