Магистратура
2020/2021
Научно-исследовательский семинар "Человекоцентрированный подход: теория и практики"
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Консультативная психология. Персонология)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Орлов Александр Борисович
Прогр. обучения:
Консультативная психология. Персонология
Язык:
русский
Кредиты:
8
Контактные часы:
80
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая дисциплина относится к циклу психологических дисциплин, обеспечивающих подготовку по специальности 37.04.01 – психология, уровень магистра, является базовой дисциплиной подготовки по магистерской программе «Консультативная психология. Персонология» Центра фундаментальной и консультативной персонологии департамента психологии НИУ ВШЭ. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Общая психология», «Теории личности», «Основы психологического консультирования». Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Мастерство психологического консультирования», «Основные направления современной психотерапии», «Практика психотерапевтического взаимодействия», «Теория и практика группового психотерапевтического взаимодействия».
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Человекоцентрированный подход: теория и практики» являются: - ознакомить студентов с методологией современных исследовательских разработок в гуманистической психологии; - развить у студентов способности ведения научных исследований в области теории и практики человекоцентрированного подхода; - предоставить студентам возможность устанавливать связи между методологией, теорией, концептуальными моделями и практическими технологиями на данном этапе развития человекоцентрированного подхода; - способствовать пониманию студентами роли человекоцентрированного подхода как области комплексного и интегрального изучения личности; - проводить групповые дискуссии с участием ведущих ученых, развивающих новые идеи и направления теоретической психологии личности; - проводить мастер-классы психологов-практиков, работающих в области клиентоцентрированного консультирования и клиентоцентрированной психотерапии; - обсуждать методологическую составляющую диссертационных работ аспирантов кафедры психологии личности; - осуществлять презентацию планов и проектов магистерских диссертаций студентов; - проводить экспертизу теоретических и эмпирических моделей магистерских диссертаций студентов в форме проведения предзащит курсовых работ и магистерских диссертаций студентов. - знакомить студентов с методами и результатами психологических исследований в рамках человекоцентрированного подхода; - развивать у студентов компетенции, связанные с планированием и осуществлением научно-исследовательской деятельности в области психологического консультирования и психотерапии; - развивать у студентов компетенции, связанные с участием в научных дискуссиях; - осуществлять научную и методическую помощь студентам в подготовке курсовых работ и магистерских диссертаций.
Планируемые результаты обучения
- Подготовлен развернутый план магистерского исследования
- Презентирует свою работу и участвует в активном обсуждении (с элементами оппонирования) планов диссертационных исследований своих коллег
- Подготовлена полная и развернутая программа магистерского исследования
- Презентирует программу собственного исследования и активно участвует в обсуждении исследований своих коллег
- Сделана презентация эмпирической части исследования и проведено ее обсуждение, предложены варианты возможных интерпретаций полученных результатов
- Успешная предзащита магистерского исследования
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Подготовка развернутого плана магистерской диссертацииСтудентам даются рекомендации по подготовке плана магистерской диссертации, демонстрируются лучшие образцы планов магистерских диссертаций выпускников прошлых лет. Определяется стадия готовности диссертации у каждого студента, выявляются и обсуждаются проблемы.
- Тема 2. Выступления студентов с развернутыми планами магистерских диссертацийСтуденты выступают с презентациями развернутых планов собственных магистерских диссертаций. Акцент делается на анализ теоретической части диссертации, проработку научного и понятийного аппарата. Организуются публичные дискуссии, с элементами оппонирования (в качестве оппонентов, экспертов выступают студенты), высказываются замечания и предложения по совершенствованию планов и теоретической главы диссертаций.
- Тема 3. Разработка программы магистерского исследованияОзнакомление студентов с основными принципами и этапами построения и разработки программы эмпирического исследования: обоснование выборки исследования, методов и процедуры исследования, подбора методов математической статистики для обработки результатов исследования.
- Тема 4. Презентации студентами программ собственных магистерских исследованийВыступление студентов с презентациями программ собственных магистерских исследований. Публичные дискуссии с элементами оппонирования, высказывание замечаний и предложений по совершенствованию и детализации программ магистерских исследований.
- Тема 5. Презентации студентами информационных отчетов о результатах магистерских исследованийВыступление студентов с информационными отчетами (презентациями) о сборе эмпирических данных в ходе научно-исследовательской практики, их обработки и полученных результатах собственного магистерского исследования. Публичные дискуссии с обсуждения результатов исследований, возможности интерпретации.
- Тема 6. Предзащиты магистерских диссертацийПредзащиты магистерских диссертаций
Элементы контроля
- посещение
- выступление на семинарах
- Презентация 1
- Презентация 2
- Презентация проектов
- посещение
- выступление на семинарах
- Презентация 1
- Презентация 2
- Презентация проектов
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.25 * выступление на семинарах + 0.25 * посещение + 0.25 * Презентация 1 + 0.25 * Презентация 2
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Карл Роджерс и его последователи : психотерапия на пороге ХХI века: сб. ст.: пер. с англ., , 2005
Рекомендуемая дополнительная литература
- А.Б. Орлов. (2004). ПЕРСПЕКТИВЫ ГУМАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ (РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ К. РОДЖЕРСА, Дж. ФРЕЙБЕРГА «СВОБОДА УЧИТЬСЯ»). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.25CA8B9B