Магистратура
2020/2021
Пространство политического в России конца XIX – начала XX вв.
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (История современного мира)
Направление:
46.04.01. История
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Соловьев Кирилл Андреевич
Прогр. обучения:
История современного мира
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
34
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках курса предполагается рассмотреть характерные черты пространства политического в Российской империи конца XIX – начала XX вв. В центре внимания - формы политического участия накануне Первой русской революции, в момент острого кризиса 1905-1906 гг. и, наконец, в период функционирования Государственной думы.
Цель освоения дисциплины
- Знать результаты новейших исследований по вопросам истории политической культуры России рубежа XIX-XX вв.
- Знать основные понятия, методы анализа политической культуры
- Знать ключевые вопросы о характере политического проектирования
- Знать особенности источниковой базы по истории политической и правовой мысли в России, в том числе в сравнении с иными странами
Планируемые результаты обучения
- Знать теоретические и методологические основания изучения политической культуры; отмечать достижения новейшей историографии, посвященной политической культуре России Нового времени; обладать глубокими знаниями в области источниковедения политической и правовой мысли России
- Знать существующие в современной науке типологии империй; уверенно называть характерные черты России конца XIX – начала XX вв. как империи, ее отличия от прочих континентальных империй; представлять особенности правового регулирования жизни окраин на рубеже столетий
- Уверенно различать основные современные направления в изучении наций и национализма; знать основные вехи и особенности нациостроительства в России начала XX в.
- Знать основные подходы в изучении бюрократии и бюрократической системы управления; обладать глубокими познаниями в области функционирования институтов государственной власти конца XIX – начала XX вв.; представлять характер эволюции властных институтов в начале XX в.
- Знать основные дефиниции гражданского общества в общественных науках; точно определять направленность эволюции форм общественной самоорганизации на рубеже XIX – XX вв.; знать основные социальные и правовые параметры такого явления как российская общественность конца XIX – начала XX вв.
- Уметь прослеживать эволюцию общественных представлений о насильственных формах политического противостояния в конце XIX – начале XX вв.; знать общественный и политический контекст разговора о насильственных и ненасильственных средствах борьбы в интеллектуальном пространстве России начала XX в.
- Знать основные течения и особенности леворадикального движения в России в начале XX в.; уметь корректно использовать терминологию, характерную для социалистов различных направлений; представлять важнейшие черты политического поведения леворадикальной оппозиции начала XX столетия
- Знать тенденции эволюции основных идеологических построений начала XX в.; уметь анализировать программные тексты ведущих политических партий начала XX в.; уверенно выявлять связь между идеологическими проектами и историософским видением представителей различных направлений общественной мысли России
Содержание учебной дисциплины
- Методологические и источниковедческие подходы в изучении политической культурыОпределение политической культуры: дискуссия в политической науке. Применимость термина в отношении политических реалий прошлого. Проблема политических субкультур и контр-культур. Феномен политической элиты. Политическая элита и политический класс. Политическая культура и институты государственной власти. Неоинституциональный подход. Дисциплинарные практики: перспективы их изучения
- Морфология имперского пространстваИмперии морские и континентальные. Метрополии и колонии. Традиции имперского строительства в России. Фронтир в русской истории. Центр и региональные элиты. Инкорпорация местной аристократии в общероссийское дворянство. Немецкое дворянство и военно-бюрократическая элита империи. Польская аристократия и западные окраины империи. Поляки в Петербурге. Польский вопрос и внешнеполитический курс Российской империи. Кавказ и правовой плюрализм Российской империи. Империя и национализм.
- Проблематика национальной идентичностиРомантизм и становление национальной историографии. Национальные и наднациональные элиты Российской империи. Система элитарного образования XIX – начала XX вв. имперская идентичность. Институты национального государства в имперском пространстве России. Русский национализм и политика русификации. «Православная империя». Традиции Московского государства и «сценарии власти» начала XX в.
- Бюрократические модели управленияЧисленность бюрократии в России и СССР. Социальный состав, имущественное положение образование бюрократии в XIX – XX вв. Концепция «идеального чиновника». Проблема коррупции. Становление управленческой элиты Российской империи. Критерии эффективности государственного управления. Петербург и Москва: топография власти. Феномен столичной бюрократии. Система чинопроизводства. Межведомственные противоречия. «Битва бумаг». Правительственные учреждения и губернаторская власть.
- Насилие в политической жизни России XIX – XX вв.Военные и бюрократия: история взаимоотношений в XIX – XX вв. Милитаризм и бюрократизм. Проблема обороноспособности страны и стратегии внешней политики России. Эволюция понятия войны в XIX – XX вв. Война и технологии. Война и финансы. Война и промышленность. Военные и концепция государственного планирования. Милитаризм и новая технология производства.
- Концепции гражданского обществаСалонная культура в России в первой половине XIX в. Кружки и университетская культура в XIX в. Литературные кружки и салоны. Университетская идея в XIX-XX вв. Студенческая субкультура в XIX-XX вв. Органы местного самоуправления и общественная самодеятельность в XIX – начале XX вв. Земский конституционализм. Адвокатура и становление институтов гражданского общества в Российской империи. Общественные объединения конца XIX – начала XX вв. Кампания помощи голодающим в 1891-1892 гг. Протопартийная система в России в конце XIX – начале XX вв. Партийная система в России в начале XX в.
- Революционная культура«Подпольный человек». Политическая контр-культура. Формы нелегального действия. Революционное движение и политические репрессии. Теория и практика пассивного сопротивления. Конституционная революция. Марксизм и неонародничество: дискуссия о революции. Концепция перманентной революции.
- Идеология и историографические дискурсыЭволюция русского либерализма. Классический русский либерализм. Русский либерализм и западноевропейская интеллектуальная традиция. Либерализм и демократия. История «левого проекта» в России. Славянофильство и народничество. Неонародничество и традиции немецкой классической философии. Направления русского марксизма. Марксистское прочтение исторического процесса. Становление русского консерватизма. Русский консерватизм и религиозная мысль. Политический консерватизм и российская историография.
Элементы контроля
- Реферат
- Устный опрос в дистанционном форматеДля участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, указать полные ФИО, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Необходимо четкое изображение и чистый звук. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи на время менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи на минуту и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. К экзамену необходимо будет подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративную групповую почту студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.4 * Реферат + 0.6 * Устный опрос в дистанционном формате
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Figes, O., & Kolonitskii, B. I. (1999). Interpreting the Russian Revolution : The Language and Symbols of 1917. New Haven, Conn: Yale University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=52952
- Gerasimov, I., Kusber, J., & Semyonov, A. (2009). Empire Speaks Out : Languages of Rationalization and Self-description in the Russian Empire. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=351006
- Heywood, A., & Smele, J. (2005). The Russian Revolution of 1905 : Centenary Perspectives. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=563956
- Kappeler, A. (2014). The Russian Empire : A Multi-ethnic History. Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=837915
- Remnev, A. V., Von Hagen, M., & Burbank, J. (2007). Russian Empire : Space, People, Power, 1700-1930. Bloomington: Indiana University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=225219
- Reynolds, M. A. (2011). Shattering Empires : The Clash and Collapse of the Ottoman and Russian Empires 1908–1918. Cambridge University Press.
- Rowney, D. K., & Huskey, E. (2009). Russian Bureaucracy and the State : Officialdom From Alexander III to Vladimir Putin. Basingstoke: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=327843
- STEINBERG M.D. THE RUSSIAN REVOLUTION 1905-1921 (Стейнберг М.Д. Русская революция 1905-1921 гг.). (2019). https://doi.org/10.5281/zenodo.2648823
- The Russian Empire and the National Periphery: Between the Theory of Autocracy and Management Practices ; Российская империя и национальные окраины: между теорией самодержавия и практикой управления. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.20F2E271
- The subversive potential of Leo Tolstoy’s ‘Defamiliarisation’: a case study in drawing on the imagination to denounce violence. (2019). https://doi.org/10.1080/13698230.2019.1565700
- Анастасия Сергеевна Туманова, & Александр Александрович Сафонов. (2016). Правительственная Бюрократия Позднеимперской России И Ее Подходы К Осуществлению Гражданских Свобод. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EBA179B4
- Арсланов, Р. А., Линькова, Е. В., & Соловьев, Е. А. (2018). Отражение процесса изучения русского либерализма ХIХ в. в современных исследованиях (аналитический обзор историографии русского либерализма). Bylye Gody, 50(4), 1538–1551. https://doi.org/10.13187/bg.2018.4.1538
- Гайда, Ф. А. (2019). European and special features in Russian liberalism of the early twentieth century ; Европейское и русское в отечественном либерализме начала ХХ века. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C94BA380
- Либерализм в России. - М., 1996. - 448 с. ISBN 5-201-1898 - X. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/348723
- МОГИЛЕВСКИЙ КОНСТАНТИН ИЛЬИЧ, & СОЛОВЬЕВ КИРИЛЛ АНДРЕЕВИЧ. (2009). Столыпинский Проект Преобразования России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8E4B6851
- СОЛОВЬЕВ К.А. (2015). Избирательные Кампании Кадетов И Их Адресат (1906-1912). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D13201FF
- Шевырин, В. (2005). В.М. Шевырин2005.01.013. Российский Либерализм: Идеи И Люди / Под Общ. Ред. А.А. Кара-Мурзы. - М.: Новое Изд-Во, 2004. - 616С. (Исследования Фонда «Либеральная Миссия»). Социальные и Гуманитарные Науки. Отечественная и Зарубежная Литература. Серия 5: История. Реферативный Журнал, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15194543
Рекомендуемая дополнительная литература
- Gan, B. L. (2013). Violence and Nonviolence : An Introduction. Lanham, Maryland: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=611985
- Gerwarth, R. (2008). The Central European Counter-Revolution: Paramilitary Violence in Germany, Austria and Hungary after the Great War. https://doi.org/10.1093/pastj/gtm046
- KHOURY, D. R., & GLEBOV, S. (2017). Citizenship, Subjecthood, and Difference in the Late Ottoman and Russian Empires. Ab Imperio, (1), 45–58. https://doi.org/10.1353/imp.2017.0003
- Pipes, R. (1994). Did the Russian Revolution have to happen? American Scholar, 63(2), 215. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=9403287767
- Очерки истории западноевропейского либерализма (XVII–XIX вв.). – М., 2004. – 227 с. ISBN 5-9540-0006-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346487
- РОРМОЗЕР Г. Кризис либерализма/ Пер. с нем. - М., 1996. - 292 с. ISBN 5·201-01900·5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/347250
- Российская империя в первой четверти XIX в. Политическое развитие/АдоньеваИ.Г. - Новосиб.: НГТУ, 2011. - 47 с.: ISBN 978-5-7782-1804-8