Магистратура
2020/2021
Современная эстетика: искусство, восприятие, общество
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Визуальная культура)
Направление:
51.04.01. Культурология
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Визуальная культура
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина направлена на изучение изменений эстетики, произошедших за последние десятилетия. Один из главных их итогов – масштабное расширение предметного поля эстетики и обретение ею иного, по сравнению с традиционным, дисциплинарного статуса. Как следствие, территория эстетического сегодня не тождественна сфере художественного. Напротив, «нехудожественные» эстетические содержания и способы восприятия составляют интегральную часть повседневного опыта в эпоху «позднего модерна», во многом определяя специфику этой эпохи. Формы социальной идентичности, социального действия, коммуникации и культурного производства сегодня в значительной мере обусловлены экспансией эстетического, понимаемого как взаимосвязь специфических содержаний и форм опыта.
Цель освоения дисциплины
- Ввести студентов в курс тематических и институциональных трансформаций философской эстетики, произошедших за последние десятилетия.
Планируемые результаты обучения
- Знать основные теории, концепции и исследовательские программы эстетики ХХ в.
- Иметь навыки анализа культурных артефактов и практик через призму современной эстетической теории.
Содержание учебной дисциплины
- Введение: от философии искусства к трансдисциплинарной эстетикеКлассическая философия искусства: Романтизм, Кант, Немецкий идеализм. Генезис современной эстетической теории: марксизм, феноменология. Две основные стратегии «трансцендирования» искусства: онтологическая и социологическая. Многомерность эстетической проблематики. Междисциплинарный характер современной эстетики. Основные направления и темы в современной эстетической теории.
- Философия искусства (1): М. Хайдеггер, «Исток произведения искусства»Генезис проблематики искусства в герменевтической онтологии. Теория искусства и онтологические предрассудки. Произведение искусства и понятие вещи; три фундаментальных определения вещи. «Холизм» и «косвенность» онтологического анализа произведения искусства. Искусство и истина. Искусство и действительность. Опыт искусства как парадигма гуманитарно-научного знания
- Философия искусства (2): В. Беньямин, «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости»Развитие техники репродуцирования и трансформация условий человеческого восприятия. Влияние средств массовой информации и техники репродуцирования на «производство» и «потребление» в эстетической сфере. Эвристический и диагностический потенциал понятия ауры; его онтологические предпосылки. Эстетизация политики/политизация искусства. Автономия искусства и социальная эмансипация. Функция искусства в эпоху научно-технической революции.
- Эстетизация повседневности (В. Вельш, М. Физерстоун, Д. Александер)Философская эстетика в социальной и эпистемологической перспективе. Процессы эстетизации и их «глобальный» характер. «Универсальное» и «фундаментальное» изме-рения эстетизации. Влияние эстетизации на формирование социальной идентичности и формы социальной интеракции. Эстетика и этика; эстетика и социальная критика.
- Эстетический опыт в искусстве и за его пределами (М. Зеель, Г. Бёме, Х.-У. Гумбрехт, Э. Фишер-Лихте, Ж. Рансьер)Пределы семиотических подходов к эстетической проблематике. Логическое и феноменальное, дискурсивное и интуитивное. Эстетическое явление и объективная действительность: автономия и когнитивный потенциал эстетического опыта. Понятие перформативного, его связь с теорией речевых актов Дж. Л. Остина. Перформативное и событие. Перформанс как парадигма современной эстетики. Материальный/телесный аспект перформативного. Телесное соприсутствие. Эстетика перформативного vs. семиотическая(социологическая) эстетика.Атмосфера и атмосферическое как универсальные феномены человеческого опыта. Многомерность эстетической деятельности: от экономики и политики до дизайна и искусства. Комплексный характер современной эстетики; эстетическая критика вчера и сегодня. Две стратегии в эстетических и гуманитарных исследованиях: интерпретация и презентификация; их культурно-исторические корни. Эффекты присутствия и их производство в эстетическом переживании. Эстетический опыт как модель гуманитарно-научного «познания». «Рассогласование», «политика», «полиция»: базовые понятия политической философии Ж. Рансьера. Эстетическое измерение политики.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.5 * Контрольная письменная работа + 0.5 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Herwitz, D. A., & Kelly, M. (2007). Action, Art, History : Engagements with Arthur C. Danto. New York: Columbia University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=198798
Рекомендуемая дополнительная литература
- Deranty, J.-P. (2014). Jacques Ranciere : Key Concepts. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=924351