• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Современная эстетика: искусство, восприятие, общество

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Визуальная культура)
Направление: 51.04.01. Культурология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Инишев Илья Николаевич, Небольсин Даниил Игоревич
Прогр. обучения: Визуальная культура
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на изучение изменений эстетики, произошедших за последние десятилетия. Один из главных их итогов – масштабное расширение предметного поля эстетики и обретение ею иного, по сравнению с традиционным, дисциплинарного статуса. Как следствие, территория эстетического сегодня не тождественна сфере художественного. Напротив, «нехудожественные» эстетические содержания и способы восприятия составляют интегральную часть повседневного опыта в эпоху «позднего модерна», во многом определяя специфику этой эпохи. Формы социальной идентичности, социального действия, коммуникации и культурного производства сегодня в значительной мере обусловлены экспансией эстетического, понимаемого как взаимосвязь специфических содержаний и форм опыта.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ввести студентов в курс тематических и институциональных трансформаций философской эстетики, произошедших за последние десятилетия.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные теории, концепции и исследовательские программы эстетики ХХ в.
  • Иметь навыки анализа культурных артефактов и практик через призму современной эстетической теории.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение: от философии искусства к трансдисциплинарной эстетике
    Классическая философия искусства: Романтизм, Кант, Немецкий идеализм. Генезис современной эстетической теории: марксизм, феноменология. Две основные стратегии «трансцендирования» искусства: онтологическая и социологическая. Многомерность эстетической проблематики. Междисциплинарный характер современной эстетики. Основные направления и темы в современной эстетической теории.
  • Философия искусства (1): М. Хайдеггер, «Исток произведения искусства»
    Генезис проблематики искусства в герменевтической онтологии. Теория искусства и онтологические предрассудки. Произведение искусства и понятие вещи; три фундаментальных определения вещи. «Холизм» и «косвенность» онтологического анализа произведения искусства. Искусство и истина. Искусство и действительность. Опыт искусства как парадигма гуманитарно-научного знания
  • Философия искусства (2): В. Беньямин, «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости»
    Развитие техники репродуцирования и трансформация условий человеческого восприятия. Влияние средств массовой информации и техники репродуцирования на «производство» и «потребление» в эстетической сфере. Эвристический и диагностический потенциал понятия ауры; его онтологические предпосылки. Эстетизация политики/политизация искусства. Автономия искусства и социальная эмансипация. Функция искусства в эпоху научно-технической революции.
  • Эстетизация повседневности (В. Вельш, М. Физерстоун, Д. Александер)
    Философская эстетика в социальной и эпистемологической перспективе. Процессы эстетизации и их «глобальный» характер. «Универсальное» и «фундаментальное» изме-рения эстетизации. Влияние эстетизации на формирование социальной идентичности и формы социальной интеракции. Эстетика и этика; эстетика и социальная критика.
  • Эстетический опыт в искусстве и за его пределами (М. Зеель, Г. Бёме, Х.-У. Гумбрехт, Э. Фишер-Лихте, Ж. Рансьер)
    Пределы семиотических подходов к эстетической проблематике. Логическое и феноменальное, дискурсивное и интуитивное. Эстетическое явление и объективная действительность: автономия и когнитивный потенциал эстетического опыта. Понятие перформативного, его связь с теорией речевых актов Дж. Л. Остина. Перформативное и событие. Перформанс как парадигма современной эстетики. Материальный/телесный аспект перформативного. Телесное соприсутствие. Эстетика перформативного vs. семиотическая(социологическая) эстетика.Атмосфера и атмосферическое как универсальные феномены человеческого опыта. Многомерность эстетической деятельности: от экономики и политики до дизайна и искусства. Комплексный характер современной эстетики; эстетическая критика вчера и сегодня. Две стратегии в эстетических и гуманитарных исследованиях: интерпретация и презентификация; их культурно-исторические корни. Эффекты присутствия и их производство в эстетическом переживании. Эстетический опыт как модель гуманитарно-научного «познания». «Рассогласование», «политика», «полиция»: базовые понятия политической философии Ж. Рансьера. Эстетическое измерение политики.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная письменная работа
  • неблокирующий Участие в обсуждениях
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Презентация
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Контрольная письменная работа + 0.5 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Herwitz, D. A., & Kelly, M. (2007). Action, Art, History : Engagements with Arthur C. Danto. New York: Columbia University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=198798

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Deranty, J.-P. (2014). Jacques Ranciere : Key Concepts. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=924351