Магистратура
2020/2021
Метафизика религии
Статус:
Курс обязательный (Философия и история религии)
Направление:
47.04.01. Философия
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Золотухин Всеволод Валерьевич
Прогр. обучения:
Философия и история религии
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс призван улучшить подготовку студентов в проблематической области соотношения философии и религии. Поэтому он предполагает фундаментальное знакомство с историей западноевропейской мысли начиная с раннегреческой мысли и до современности.
Цель освоения дисциплины
- цель курса - нарастить грамотность студентов в области философии религии и религиозной философии
Планируемые результаты обучения
- Получить представление об особенностях метафизики и теологии как своего рода «сообщающихся сосудах» культуры и в аспекте теории и в аспекте культурной практики.
- Знать динамику развития идейного комплекса европейской метафизики и теологии (онтотеологии), его основные этапы, закономерности смены идейных эпох.
- Получить представление об особенностях метафизики и теологии как своего рода «сообщающихся сосудах» культуры и в аспекте теории и в аспекте культурной практики
- Владеть навыками понимания антиномий и кризисов комплекса, а также оперирования его критикой в новейшей философии..
Содержание учебной дисциплины
- «Метафизика» и «теология» как термины и понятияПроблема дефиниций. Метафизика как философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо определенного типа бытия. Метафизика как синоним философии. Метафизика как термин Андроника Родосского. Теология как термин и концепт: от античности до XVII в. Соотношение понятий «метафизика» и «теология»
- Метафизика и теология как дисциплины. Формирование комплекса в истории западноевропейской культуры.Аристотелевская «первая философия», и ее задача - изучать «первые начала и причины» (Met. 982b 5-10), или же науку о божественном, «теологию» (1026а 19). Платон и его метод "диалектики". Метафизика и теология средневековой философии как высшие формы рационального познания бытия, подчиненная сверхразумному знанию, данному в Откровении. Метафизика Нового времени и "природа" как объект ее автономного исследования. Деструкция метафизики в позднем Просвещении: Юм и французские просветители. Реставрация метафизики в немецкой классической философии. Элиминация метафизики и теологии в философии XIX в. Волюнтаризм Шопенгауэра и «философия жизни», религиозный иррационализм Керкегора, антропологизм Фейербаха, позитивизм, марксизм, витализм Ницше, прагматизм и неокантианство. Частичная реабилитация классической метафизики и поиски ее новых неклассических форм: неогегельянство, неокантианство, неотомизм, неоромантизм, неореализм. Эволюция неопозитивизма, ницшеанства, фрейдизма; их сближение с метафизикой. Актуальность метафизики для философии религии. «Второе дыхание» неотомизма, «диалектическая теология» протестантизма, поиски философских основ православия российскими интеллигентами. Метафизика и теология в XX в. : Шпенглер, Зиммель, Тойнби, Кассирер, Ортегаи-Гасет, Коллингвуд, Вяч. Иванов, Флоренский, Лосев. Виталистские и религиозные направления сер. XX в.: религиозный экзистенциализм (Ясперс, Марсель, Тиллих, Бердяев, Шестов), философия диалога и интерсубъективности (Бубер, Розеншток- Хюсси, Бахтин, Левинас, Апель), герменевтика (Гадамер, Рикёр, Хайдеггер).
- Комплекс метафизики и теологии раннего Модернитета (XVI – XVIII вв.).Лютер и философское богословие протестантизма. Декарт - основатель онтотеологии рационализма. Cogito и "универсальное сомнение". Теория врожденных идей. Учение о субстанции. Мальбранш. Синтез онтологии неоавгустинианства и картезианства. Идея "видения в Боге". Окказионализм. Решение проблемы свободы. Спиноза. Рационалистическая онтология "Этики". Геометрический метод. Субстанция, атрибуты и модусы. Проблема свободы и необходимости в свете онтологии. Г.В.Лейбниц. Эволюция онто-теологии рационализма у Лейбница. Монадология. Предустановленная гармония и понятие совершенства. Теодицея. Дж. Беркли. Принцип "Esse est percipi". Неоплатоническая онто- теология Беркли. Юм. Деструктивный анализ причинности в свете онто-теологии.
- Средневековый комплекс метафизики и теологииСтановление средневековой метафизики. Августин: первый синтез. "Ареопагитики" - онтологическая и богословская система. Онто-теологические течения арабомусульманской философии. Арабский аристотелизм. Схоластика и мистика 12-13 вв. Ансельм Кентерберийский и его онтологический аргумент. Бернар Клервоский. Абеляр. Аверроизм. Фома Аквинский. Иоанн Дунс Скот. Гроссетест. Оккам. Основные онтотеологические дискуссии зрелого средневековья: реализм и номинализм, проблема соотношения сущности и существования. Последний философ Средневековья - Николай Кузанский.
- Античный комплекс метафизики и теологииИонийская философия: Понятие субстанции. Учение о стихиях. Рождение античной натурфилософской онтологии. Философия Гераклита: Огонь и Логос. Италийская философия. Элеаты: Парменид и Зенон. Пифагорейская школа как форма научнорелигиозного сообщества. Учение Пифагора о числе, душе и космосе. Поздняя досократика: Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит. Кризис античного космологизма. Тезис Протагора. Софистика и кризис космологии. Сократ. Метод Сократа: майевтика. Тезис о тождестве истины и блага: онтологические импликации. Платон об идеях. Генезис учения. Структуры бытия в свете эйдологии Платона. Идея Блага. Идея и космос. Идея и материя. Учение Платона о знании. Диалектика. "Восхождение" и "нисхождение". Учение о "беспредпосылочном начале". Аристотель. Размежевание с платоновской школой. Учение о форме и материи. Понятия возможности и действительности. Четыре причины. Учение о сущности: метафизика Аристотеля. Онтология Аристотеля. Учение о потенции и энергии. Морфология Аристотеля. Неоплатонизм как синтез античной метафизики и теологии: Плотин, Прокл, Порфирий.
- Русская религиозная метафизика и богословиеМаргинальность онто-теологии для русской культуры. Основные онтотеологические течения русской философии XIX-ХХ в. Основные направления русского богословия. XIX- ХХ в.. Современная ситуация.
- Комплекс метафизики и теологии позднего МодернитетаНемецкая классическая философия. И.Кант. Аспекты онто-теологии: этика Канта; телеология Канта. И.Г.Фихте. Учение о эволюции "Я" в свете онто-теологии. Ф.В.Й.Шеллинг как реформатор онто-теологии. Философия тождества. Философия искусства. Философия свободы. Период "позитивной" философии. Философия мифологии. Философия откровения. Г. В. Ф. Гегель как реформатор онто-теологии. Пиетизм и романтизм. Деструкция онто-теологии: философия жизни (Шопенгауэр), антропология (Фейербах), позитивизм (Конт), исторический материализм (Маркс). Феномен Керкегора. Ф.Ницше. Неогегельянство и раннее неокантианство. Американский прагматизм. Зрелое неокантианство: баденская и марбургская школы. Философия жизни.
- Онто-теология в современных философских дискуссияхОсновные онто-теологические течения философии ХХ в. Позднее неокантианство, поздняя философия жизни, философия культуры. Современная онтология. Философия науки, аналитическая философия, экзистенциализм, персонализм, неотомизм, диалектическая теология, герменевтика, феноменология.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.5 * ответы на семинарах + 0.5 * экзамен
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.5 * ответы на семинарах + 0.5 * экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Шохин В.К. Теология. Введение в богословские дисциплины. Учебно-методическое пособие. — М., 2002. — 123 с. ISBN 5–201–02085–2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/345854
Рекомендуемая дополнительная литература
- Введение в философию религии / В.К. Шохин. - М.: Альфа-М, 2010. - 288 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-215-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/190818