• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Пространственная организация общества

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Демография)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Демография
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Пространственная организация населения является составной частью общей системы знаний о населении и объектом исследований целого ряда наук. Дисциплина «Пространственная организация общества» имеет междисциплинарный характер. Студентам-демографам дает устойчивые представления о социально-экономической неоднородности пространства России и пространственных факторах демографических процессов; пространственной проекции происходящих демографических процессов; теоретические, методические и прикладные знания по основам пространственной организации общества, необходимые будущему демографу в научной и практической деятельности. Дисциплина «Пространственная организация общества» является дисциплиной по выбору и изучается на первом году обучения в магистратуре. Изучение дисциплины «Пространственная организация общества» базируется на следующих дисциплинах: • Демографическая история и демография теория; • Современная социологическая теория: модели объяснения и логика социологического исследования. Основные положения данной дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: • Миграционные процессы: современные тенденции и их исследования; • Написание курсовой работы и магистерской диссертации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Пространственная организация общества» является овладение студентами основных методов анализа и современного состояния пространственной организации общества. В результате освоения дисциплины «Пространственная организация общества» студент должен: • получить систематизированное представление о населении с точки зрения его пространственной организации; • понимать различные аспекты взаимосвязи между географической средой и социальными процессами и явлениями на разных территориальных уровнях – федеральном, региональном, муниципальном • получить знания о современных научных теориях и специальных методах для изучения пространственной организации населения; • овладеть навыками исследовательской диагностики и интерпретации данных относительно вопросов пространственной организации населения • уметь давать характеристику динамики и современного состояния численности и состава населения, форм его пространственной организации в разрезе регионов, муниципальных образований, городской и сельской местности • приобрести современные знания об организации населенного пространства и территориальной специфике размещения и жизнедеятельности населения в разных типах местностей и населенных пунктов; об исторических особенностях освоения территорий и взаимовлиянии пространства на население и населения на пространство • овладеть навыками исследовательской диагностики и интерпретации данных относительно вопросов пространственной организации населения • Иметь навыки (приобрести опыт) анализа конкретной региональной информации и оценки способов ее релевантности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • - получить систематизированное представление о населении с точки зрения его пространственной организации;
  • - понимать различные аспекты взаимосвязи между географической средой и социальными процессами и явлениями на разных территориальных уровнях – федеральном, региональном, муниципальном.
  • приобрести современные знания об организации населенного пространства и территориальной специфике размещения и жизнедеятельности населения в разных типах местностей и населенных пунктов; об исторических особенностях освоения территорий и взаимовлиянии пространства на население и населения на пространство;
  • овладеть навыками исследовательской диагностики и интерпретации данных относительно вопросов пространственной организации населения
  • иметь навыки (приобрести опыт) анализа конкретной региональной информации и оценки способов ее релевантности
  • получить знания о современных научных теориях и специальных методах для изучения пространственной организации населения
  • овладеть навыками исследовательской диагностики и интерпретации данных относительно вопросов пространственной организации населения
  • уметь давать характеристику динамики и современного состояния численности и состава населения, форм его пространственной организации в разрезе регионов, муниципальных образований, городской и сельской местности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
    Раздел 1. Введение. Пространство: развитие взглядов. Пространство как социальное явление. Понятие «пространство». Пространство географическое, биологическое и социальное. Пространственная неравномерность. Развитие взглядов на «пространство»: Ньютон и Лейбниц, Кант, Хайдиггер, Веденин и др. Пространство: место, граница, географическое положение. Пространство и время. Усиление или ослабление пространственности? Раздел 2. Заселенность территории и природные условия. Территория и ее характеристики. Территория как важнейший ресурс развития. Лимитированность и неограниченность пространства в глобальном, страновом и региональном измерениях. Заселённость территории и природные условия. Климатические и природно-климатические зоны, их расположение, особенности, уровни естественной продуктивности. Особенности территории Российской Федерации и ее природно-климатических зон. Понятие эффективной территории. Основные формы расселения и их обусловленность природными и социально-экономическими факторами. Исторические этапы заселения территории России. «Сравнительная заселенность»: Россия, США, Канада, Скандинавские страны. Плотность населения: смысл понятия. Плотность населения и освоенность территории. Изменение взглядов на значение показателя плотности. Экономическое, экологическое и социальное значение плотности населения. Плотность и тип хозяйства (П. Левассёр, Ф. Ратцель, Н.И. Ляликов). Методика расчета показателей плотности населения; общая плотность и плотность сельского населения. Тип заселения как сочетание городского и сельского расселения. Взаимовлияние городского и сельского расселения. Стадии развития расселения по Ж.А. Зайончковской.
  • Расселение и методы анализа расселения
    Раздел 1. Расселение и первичные методы анализа Расселение, поселенческая структура, типы заселения. Главная полоса расселения в РФ. Модели расселения: агломерационная, дисперсная равномерная, линейная, очаговая. Примеры моделей расселения. Населенность. Исследования ёмкости территорий И.Л. Ямзина и В.П. Вощинина. Концепция Опорного каркаса расселения. Методы визуального анализа сети поселений посредством карт. Мера территориальной концентрации. Индекс ближайшего соседства. Определение потенциала поля расселения по Стюарту, модификации расчетов О. Евтеева и Ю. Медведкова. Центрографические методы изучения расселения. Самоорганизация расселения: правило «ранг – размер» (Ф. Ауэрбах – Дж. Зипф). Правило «ранг-размер» как выражение принципа наименьшей затраты усилий и как проявление целостности системы. Исторические причины отклонений от правила «ранг-размер». Системы городов с гипертрофированной столицей (официальной или неофициальной), либо с недостаточно развитой столицей. Современные представления правила «ранг – размер». Расчёты и исследования С.П.Капицы о соответствии правилу «ранг – размер» городов Земного шара в течение исторического периода. Раздел 2. Самоорганизация расселения Теория центральных мест (В. Кристаллер – А. Лёш): принципы территориальной организации систем центральных мест (компактность зон и заполнение пространства), иерархичность системы, постулат о постоянстве k (доли центрального места в населении обслуживаемой им зоны) для всех уровней иерархии. Аналитические границы использования моделей самоорганизации расселения.
  • Городское и сельское: расселение, среда, население
    Раздел 1. Город как пространственная и функциональная структура. Город: признаки, критерии, дискуссия об определении города. Типы городов. Соотношение внутренних и внешних факторов в развитии. Городские виды деятельности. Классификации функций (Ж. Шабо, П. Жорж, Ч. Харрис, Александерсен, Г.М. Лаппо). Новые и старые функции крупнейших городов России: эволюция или революция? Проблемы городов разных типов. Поселки городского типа. Монопрофильные города. Городское пространство: факторы развития, организация (модели размещения Э. Бёрджеса, Хойта, Харриса-Ульмана). Плотность населения города. Сравнительные параметры плотностей населения крупнейших городов мира. Закон Кларка и его проверка на примере Москвы (кривые динамики плотности населения Москвы Г.М.Лаппо). Раздел 2. Урбанизация, рурбанизация, субурбанизация. Урбанизация как важнейший процесс общественного развития. Урбанизация и демографический переход. Урбанизация: широкое и узкое определение. Качественный и количественный аспекты урбанизации. Урбанизационные процессы: развитие, рост, образование. Субурбанизация. Джентрификация. Ложная урбанизация. Дезурбанизация. Рурбанизация. Джиббсоновская «пульсация» территориальной структуры. «Дифференциальная урбанизация» Ричардсона, Гейера-Контулли. Соотношение стадий со стадиями Демографического перехода. Эволюция урбанизации в России. Специфика российской урбанизации. Дифференциальная урбанизация в России 1990-2010-х гг. Основные черты демографической ситуации в городах разного размера в России. Раздел 3. Городские агломерации и агломерационные эффекты. Концепция «глобального города». Агломерация как особая форма расселения. Подходы к определению агломерации. Свойства городской агломерации (ГА). Моноцентрические и полицентрические агломерации. Агломерация и конурбация. Структура агломераций. Поясность агломерационной зоны. Механизмы возникновения агломераций. Агломерации и разделение труда. Функциональные типы агломераций. Понятие агломерационного эффекта. Экономические плюсы и минусы агломерирования для города-ядра и населённых пунктов агломерационной зоны. «Российские агломерации – детища XX века» (Г.М.Лаппо). Петербургская ГА как пример старой ГА. Динамика ГА в России. Проблемы устройства и развития ГА. Концепция «глобального города» С. Сассен. Ключевые компетенции глобальных городов в мировой системе. Раздел 4. Закономерности развития сельского расселения. Особенности демографического развития сельской местности. Особенности сельского расселения. Формы (виды) сельс¬ких поселений и сельского расселения. Сельские сельскохо-зяйственные и несельскохозяйственные поселения. Расселенческая политика в сельской местности. Сельское расселение в развитых и развивающихся странах. Сельское расселение в России: история и современ¬ное состояние. Типы сельс¬кого расселения в стране. Основные черты демографической ситуации и тенденций ее изменения в сельской местности России.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная контрольная работа
  • неблокирующий Реферат-рецензия
  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен по дисциплине «Пространственная организация общества» проводится в письменной форме
  • неблокирующий Аудиторная контрольная работа
  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен по дисциплине «Пространственная организация общества» проводится в письменной форме с использованием синхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до назначенного Вам времени сдачи экзамена. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf). Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать (использовать дополнительные материалы, гаджеты, дополнительные мониторы и др.), переходить на иные вкладки, пользоваться помощью третьих лиц, предоставлять доступ к компьютеру посторонним лицам. В случае кратковременного нарушения связи студент может продолжить экзамен после ликвидации проблемы. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи длительностью до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи длительностью свыше 5 минуты. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. При долговременном (более 5 минут) нарушении связи у студента необходимо незамедлительно сообщить о проблеме в учебный офис. Если причина нарушения при прохождении экзамена будет признана учебным офисом уважительной, студенту предоставляется возможность пересдать экзамен в резервное время экзаменатору в устной форме с использованием платформы Zoom с усложненными вопросами. В этом случае данному студенту будут высланы соответствующие инструкции.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Активность + 0.2 * Аудиторная контрольная работа + 0.15 * Реферат + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Россия перед демографическим выбором : выступления и интервью, Вишневский, А. Г., 2007
  • Экономическая и социальная география России : учебник для вузов, Алексеев, А. И., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Город, район, страна и мир : развитие России глазами страноведа, Трейвиш, А. И., 2009