• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Этничность и миграция в современном мире

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Комплексный социальный анализ)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Комплексный социальный анализ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Цель преподавания курса «Этничность и миграция в современном мире» состоит в том, чтобы предоставить слушателям основные аналитические и исследовательские инструменты для понимания и изучения этномиграционных процессов и явлений на постсоветском пространстве и в мире, в целом. Основным аналитическим инструментом является конструктивистская парадигма в социологии, пришедшая в антропологию и этносоциологию в послевоенные десятилетия и на данный момент остающаяся ключевой концепцией для работы с этническими явлениями. Параллельно с постановкой конструктивисткой оптики, целью курса является ознакомление слушателей с основными вопросами и концепциями современных исследований этничности и миграции. Идентичность, этнизация, транснационализм, равно как и возможность государства влиять на миграционные процессы, а также нарративный подход к разрешению конфликтов – это и многое другое будет обсуждаться в ходе курса. Еще одна важная цель курса состоит в том, чтобы познакомить слушателей с наиболее значимыми «кейсами», связанными с этничностью и миграцией на постсоветском пространстве и в мире и совместными усилиями проанализировать их на основе конструктивистской парадигмы. Каждая тема, помещенная в фокус курса, кроме того, будет обсуждаться на предмет используемых исследовательских стратегий и методов, в результате чего слушатели курса получат, кроме всего прочего, методологическую подготовку для изучения этномиграционных процессов на постсоветском пространстве и за его пределами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Предоставить слушателям основные аналитические и исследовательские инструменты для понимания и изучения этномиграционных процессов и явлений на постсоветском пространстве и в мире, в целом.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать особенности конструктивистской парадигмы в целом и применительно к этномиграционным явлениям.
  • Уметь анализировать этномиграционные явления на основании конструктивистской парадигмы
  • Знать основные термины, использующиеся в современных исследованиях для изучения этномиграционных явлений
  • Уметь создавать дизайны исследования этномиграционных явлений на основе современных теоретических и методологических подходов.
  • Знать основные подходы и схемы для понимания и изучения интеграции мигрантов.
  • Знать особенности глобального миграционного режима, сложившегося в последнее столетие.
  • Уметь проводить интервью по этнической и миграционной тематике
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Этничность в современном мире
    Введение в курс. Конструктивистские основания исследования этничности. «Этничность не вещь в мире, а взгляд на мир» (Р.Брубекер). Изобретение традиции (Э.Хобсбаум и Т.Рейнджер): килты, викинги и неотенгрианство. Инструментальная этничность (А.Коэн). «Национальность» и актуализация этничности в советское время (Т.Мартин). Этничность и миграция как объясняющая переменная. Автоэтнография этничности и миграции.
  • Конструктивистские исследования этничности
    Социальный конструктивизм в социологии и его предпосылки (Э.Дюркгейм, Дж.Мид, П.Бергер, Т.Лукманн), имплементация социального конструктивизма в изучение этничности (Ф.Барт), Манчестерская школа городской антропологии как предтеча современных исследований этничности (М.Глакманн, Дж.Митчелл, А.Коэн), когнитивный поворот в исследованиях этничности (Р.Брубекер), этнические границы (А.Виммер), этничность как совокупность категорий, атрибутов, норм и практик. Конструктивизм vs. Эссенциализм. Советская теория этноса: история одного заблуждения.
  • Расселение мигрантов в России и мире
    Суксессия: чикагская школа социологии о расселении мигрантов (Р.Парк, Э.Берджесс). «Новые миграционные порты»: расселение мигрантов в США после Второй мировой войны. За пределами США: синтетическая модель расселения мигрантов Д.Мэсси. Случаи расселения мигрантов. Трекинговая модель расселения мигрантов в Сингапуре. Этнические районы как пространства аккомодации мигрантов в Сиднее. Геттоизация Парижа и Стокгольма. Социалистический город и расселение мигрантов: российская модель расселения мигрантов. Расселение мигрантов как объект эмпирического исследования.
  • Миграция
    Миграция: история vs. современность (М. Фишер). Что такое миграция? Глобальные миграционные потоки – что особенного в миграции XXI века. Основные подходы к исследованию миграции (Д.Мэсси). Транснационализм (Н.Глик-Шиллер, П.Левитт). Миграционная политика (А.Геддес, Х.Хаас). Воздействие миграции на отправляющие общества (Х.Хаас, Д.Мэсси). Миграция как объект эмпирических исследований. Россия как центр постсоветской миграционной системы.
  • Интеграция мигрантов: теоретические подходы и эмпирические исследования
    Ассимиляция – интеграция – адаптация – инклюзия – абсорбция: страновые истории использования синонимичных концептов в исследованиях и практике. Линейная теория ассимиляции и ее альтернативы: теория сегментной ассимиляции (А.Портес), теория культуры мигрантов (А.Виммер), теория инкорпорации (Дж.Бэрри), интеграция и транснационализм (П.Левитт). Аспекты интеграции (Х.Эссер, Ф.Хекманн): структурный, социальный, культурный и идентификационный.
  • Интеграция мигрантов: политика и практика
    Как государство может способствовать интеграции мигрантов? Структурная интеграция и коучинг на рынке труда. Идентификационная интеграция и ритуалы принятия гражданства. Культурная интеграция и языковые курсы. Социальная интеграция и живая библиотека. Теоретические основания социальной интеграции. Теория контакта Г.Оллпорта и Т.Петтигрю. Интеркультурализм. Практики интеграции мигрантов в России.
  • Эмпирические исследования на стыке этничности, миграции и интеграции мигрантов.
    Эмпирические исследования этничности с позиций методологического индивидуализма: локальные конструкции этничности, институциональное производство этничности (музеи, СМИ), дискурс-анализ как метод исследования конструирования этничности. Локальные и транслокальные исследования миграции: «стационарые» методы и неуловимые мигранты. Анализ социальных сетей и мессенджеров. Выборка методом таргетинга в социальных сетях: возможности и ограничения. Полевые методы изучения структурной интеграции (Г.Борхас), социальной интеграции (М.Любберс), идентификационной интеграции (М.Уотерс), культурной интеграции (Дж.Финни). Особенности изучения интеграции в России.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Способ округления оценок на всех этапах: в пользу студента.
  • блокирующий Эссе
    Способ округления оценок на всех этапах: в пользу студента
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Способ округления оценок на всех этапах: в пользу студента.
  • блокирующий Эссе
    Способ округления оценок на всех этапах: в пользу студента
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Работа на семинарах + 0.6 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Социальное конструирование реальности : трактат по социологии знания, Бергер, П., 1995
  • Социология. Т.1: Методология и история, Добреньков, В. И., 2000
  • Социология. Т.2: Социальная структура и стратификация, Добреньков, В. И., 2000
  • Социология. Т.3: Социальные институты и процессы, Добреньков, В. И., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Реквием по этносу : исслед. по соц.-культур. антропологии, Тишков, В. А., 2003
  • Этносоциология : учеб. пособие для вузов, Арутюнян, Ю. В., 1999