Магистратура
2020/2021
История литературы в Средние века и эпоху Возрождения
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Медиевистика)
Направление:
46.04.01. История
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Волконская Мария Андреевна
Прогр. обучения:
Медиевистика
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
68
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс призван познакомить студентов с крупнейшими памятниками средневековой словесности на народных языках. В центре внимания - в равной мере форма и содержание средневековых текстов, история языка, история рецепции, классические работы по медиевистике и литературоведению. За время обучения студенты освоят навыки работы с текстами, применяемые в современной медиевистике, – методы филологического, контекстуального и сопоставительного анализа текстов. По завершении курса студенты научатся анализировать памятники средневековой литературы на народных языках с точки зрения их стилистических и жанровых особенностей, понимая историко-поэтический контекст и при необходимости обращаясь к тексту первоисточника, историко-лингвистическим словарям и комментариям. Курс состоит из двух частей, в центре которых - английская и французская словесность соответственно. Пререквизитом для освоения данной дисциплины является знание английского языка на уровне, позволяющем читать научную литературу.
Цель освоения дисциплины
- Познакомить студентов с крупнейшими памятниками средневековой словесности и особенностями их формы, содержания и рецепции.
- Обучить студентов основным навыкам филологического, контекстуального и сопоставительного анализа текстов.
- Сформировать у студентов необходимые знания об историко-литературном процессе и литературно-художественных системах, особенностях функционирований категорий жанра, стиля, авторства, об эволюции жанровых и стилевых систем.
Планируемые результаты обучения
- Знание основных историко-литературных процессов и жанровой иерархии указанного периода, а также авторов и важнейших сочинений, определивших основные пути развития европейской словесности, отношение к ним современников и в современной науке.
- Умение анализировать и комментировать памятники средневековой словесности на народных языках с точки зрения их стилистических и жанровых особенностей, понимая историко-поэтический контекст и при необходимости обращаясь к тексту первоисточника, историко-лингвистическим словарям и комментариям; применять филологическую методологию при анализе текстов соответствующей эпохи.
- Владение навыком анализа и комментирования текстов в художественном переводе с соответствующим подстрочником, навыками научного и библиографического поиска и исследовательской работы.
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1Лекция 1. Развитие литературы и категории поэтики. Семинар 1. Типы авторства. Авторство и авторитет. Лекции 2-3. Средневековый эпос. Древнеанглийская аллитерационная поэзия. Семинар 2. “Беовульф”. Семинар 3. “Беовульф” в современных интерпретациях. Семинар 4. Древнеанглийская лирика. Лекции 4-5. Среднеанглийская словесность XII-XIII веков. Стихотворные хроники и проповеди. Семинар 5. Развитие среднеанглийской лирики. Лекции 6-7. Развитие английской словесности в XIV-XV веках: на пороге Возрождения. Семинар 6. “Кентерберийские рассказы” Джеффри Чосера. Семинар 7. Среднеанглийский рыцарский роман: “Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь”. Семинар 8. Томас Мэлори: “Смерть Артура”. Семинар 9. “Смерть Артура” в современных интерпретациях. Семинар 10. Медиевизм в английской литературе Нового времени.
- Раздел 2Лекции 1-2. Медиевистика и ее проблемы. Семинары 1-2. Филология мировой литературы. Ауэрбах и Курциус. Категории средневековой культуры. Лекция 3. От эпоса к роману. Семинар 3. “Песнь о Роланде”. Лекции 4-5. Бретонский роман. Циклы. Правда и вымысел в прологе к роману о Трое. Семинары 4-5. “Клижес” Кретьена де Труа как спор с “Тристаном”. “Ивейн или Рыцарь со Львом”. Лекция 6. Рождение европейской лирики: трубадуры. Семинар 6. “Farai un vers de dreit nien”. Семинар 7. Лирика трубадуров в русских переводах. Семинар 8. Эротика у трубадуров (статья П. Шамаро). Семинар 9. “Lanquan li jorn son lonc en mai”: перевод и интерпретация. Лекция 7. “Бахтин средневековый”: Пролог к роману Рабле. Семинар 10. Трубадуры в аду: “Божественная комедия” Данте.
Элементы контроля
- блиц-опрос (раздел 1)
- письменная работа (раздел 2)
- блиц-опрос (раздел 2)
- письменная работа (раздел 1)
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.5 * блиц-опрос (раздел 1) + 0.5 * письменная работа (раздел 1)
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.25 * блиц-опрос (раздел 1) + 0.25 * блиц-опрос (раздел 2) + 0.25 * письменная работа (раздел 1) + 0.25 * письменная работа (раздел 2)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение : учебник для вузов, Алексеев, М. П., 2000
Рекомендуемая дополнительная литература
- Cerquiglini-Toulet, J. (2011). A New History of Medieval French Literature. Baltimore: Johns Hopkins University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=600970
- Christopher Cannon. (2004). The Grounds of English Literature. OUP Oxford.
- Lambdin, L. C., & Lambdin, R. T. (2002). A Companion to Old and Middle English Literature. Greenwood Publishing Group.