Магистратура
2020/2021
Демография с основами эпидемиологии
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Правовое регулирование в фармацевтике и биотехнологиях)
Направление:
40.04.01. Юриспруденция
Кто читает:
Кафедра демографии
Где читается:
Факультет права
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Правовое регулирование в фармацевтике и биотехнологиях
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Учебная дисциплина «Демография с основами эпидемиологии» направлена на формирование у студентов систематизированного представления об исторической динамике, современных условиях и последствиях изменения численности и структуры населения под влиянием долговременных тенденций в смертности, рождаемости и миграции населения. Студентам будут раскрыты основные закономерности и особенности эпидемиологического перехода (эволюции уровня и структуры заболеваемости, смертности и обуславливающих их факторов) в России на фоне других стран. В курсе будет показано, как и какими факторами определяются состояние здоровья и продолжительность жизни населения на макро-уровне (демографический подход) и на микро-уровне (эпидемиологический подход). В результате освоения дисциплины студенты смогут самостоятельного оценивать вклад тех или иных заболеваний и связанных с ними факторов риска в динамику ожидаемой продолжительности жизни, и оценивать бремя избыточной и предотвратимой смертности. Это позволит проводить научно-обоснованный анализ и прогноз спроса на медицинские услуги, фармацевтические препараты и изделия медицинского назначения. Изучение этих вопросов сопровождаются анализом возможностей «обратного» влияния развития фармацевтики и биотехнологий как таковых, а также их регуляторной сферы на изменение здоровья и продолжительности жизни населения. Дисциплина предусматривает 3 контрольных работы, 3 домашних задания и 1 заключительное эссе. Блокирующие элементы контроля отсутствуют. Для успешного освоения дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: знать основные источники, методы сбора и анализа демографических и эпидемиологических данных; уметь самостоятельно проводить критический анализ краткосрочных и долговременных изменений в смертности и здоровье населения в России в сопоставлении с другими странами; владеть научной терминологией, навыками расчета и оценки демографических показателей, а также навыками подготовки индивидуальных и коллективных докладов и обзоров по изучаемой проблематике в письменной и устной форме.
Цель освоения дисциплины
- является формирование у студентов систематизированного представления о динамике и последствиях изменения численности и структуры населения России и других стран под влиянием долговременных тенденций в рождаемости, смертности и миграции населения; изучение возрастных, гендерных, географических и иных особенностей смертности по причинам смерти и определяющих их факторов;
- практическое освоение методов демографического и эпидемиологического анализа и прогнозирования смертности и здоровья населения; формирование представлений о социальных, экономических и демографических последствиях увеличения продолжительности жизни; развитие навыков сбора, обработки и анализа источников информации о демографических процессах;
- формирование способностей к содержательной интерпретации и критическому осмыслению демографической информации.
Планируемые результаты обучения
- Знает основные источники демографических и медицинских данных, характеризующих здоровье населения на популяционном уровне; особенности изменения численности и структуры населения;
- Знает долговременные и современные тенденции в смертности и здоровье населения; ключевые проблемы в области демографического развития Российской Федерации;
- Умеет проводить критический анализ краткосрочных и долговременных изменений в смертности и здоровье населения в странах мира и регионах России; находить необходимую статистическую информацию о населении и демографических процессах, знать особенности источников данных; применять полученные знания и умения на практике;
- Умеет вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества; критически оценивать публикации и иные тексты на демографическую тематику, меры демографической политики и предложения по ее проведению;
- Владеет научной терминологией по теме курса; навыками практических расчетов и оценок демографических показателей;
- Владеет навыками подготовки индивидуальных и коллективных докладов и обзоров по изучаемой проблематике в письменной и устной форме;
Содержание учебной дисциплины
- Понятие демографии и эпидемиологии. Источники данных о населении, здоровье населения и факторах риска.Определение и задачи (медицинской) демографии и эпидемиологии. Краткая история демографии как науки. Связь дисциплин. Научно-практическая значимость демографических исследований. Демографический переход как центральная теория в демографии: этапы и траектории (модели). Методы сбора и источники данных о населении: переписи населения, текущий учет демографических событий, выборочные обследования, административные базы данных, регистры населения, формы федерального статистического наблюдения в здравоохранении. Демографические базы данных.
- Численность, динамика и структуры населенияЧисленность населения и компоненты его изменения. Уравнение демографического баланса. Возрастно-половая структура населения. Демографическая нагрузка. Демографический дивиденд. Старение населения. Инерция демографических структур. Демографический прогноз численности и структуры населения.
- Здоровье населения. Подходы к популяционной оценке состояния здоровья населения.Здоровье, болезнь и смерть: концепции, определение, измерение, взаимосвязь. Подходы к оценке здоровья населения. Медицинская модель, модель функциональных ограничений и субъективная модель в оценке здоровья населения. Факторы риска.
- Смертность населения по причинам смерти: методы анализа и содержательная интерпретацияЭпидемиологический переход. Общие демографические коэффициенты: ограничения использования. Возрастные коэффициенты смертности. Стандартизация демографических коэффициентов. Понятие ожидаемой продолжительности жизни. Таблицы смертности. Причины смерти. Международная классификация болезней. Анализ смертности по причинам смерти: основные подходы и ограничения для России. Смертность от инфекционных, неинфекционных и внешних (насильственных) причин смерти. Демография ВИЧ/СПИД в России и мире. Неравенство в здоровье и смертности населения: методология исследований и содержательные результаты.
- Биологические, социальные и экономические аспекты старения населения. Пределы продолжительности жизни и долгожительство.Демографический и биологических подход к оценке старения населения. Традиционные и перспективные показатели старения населения. Последствия старения населения. Смертность населения в наиболее старших возрастах. Пределы продолжительности жизни. Долгожительство. Верификация данных о долгожителях.
- Рождаемость и репродуктивное здоровье населенияОбщие демографические коэффициенты: ограничения использования. Возрастные коэффициенты рождаемости. Средний возраст материнства. Коэффициент суммарной рождаемости. Таблицы рождаемости. Репродуктивные намерения и деторождение. Понятие репродуктивного здоровья населения. Контроль рождаемости, его исторические формы. Тенденции в распространенности абортов и методов контрацепции. Контрацептивная революция. Бесплодие и современные репродуктивные технологии. Биоэтика. Репродуктивные права.
- Введение в предмет эпидемиологии. Дизайн эпидемиологических исследований. Опыт проведения эпидемиологических исследований в РоссииПонятие эпидемиологии. Дизайн эпидемиологических исследований (ecological studies, сase-control studies, cohort studies, intervention studies). Анализ выживаемости. Эпидемиологические исследования в России – от дизайна к содержательной интерпретации результатов. Дизайн и методология проведения комплексного обследования здоровья населения (на примере проекта «Сердечно-сосудистые заболевания в России»). Мета-анализ эпидемиологических исследований.
- Демография как национальный проект. Медико-демографический анализ как инструмент управления госпрограммами развития здравоохранения.Указы президента, постановления правительства и прочие нормативно-правовые документы в сфере демографической политики и политики здравоохранения. Оценка эффективности их реализации через призму динамики медико-демографических показателей.
Элементы контроля
- Контрольная работа
- Домашнее задание
- Эссе
- Письменный экзаменпри первой и второй пересдаче пересдается только экзамен по заданиям, аналогичным приведенным для основного экзамена. Оценка за предмет выводится с учетом накопленной по той же формуле, что и при сдаче экзамена в срок
- Активность на занятиях
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.15 * Активность на занятиях + 0.1 * Домашнее задание + 0.2 * Контрольная работа + 0.4 * Письменный экзамен + 0.15 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Аганбегян, А.Г. Демография и здравоохранение России на рубеже веков / А.Г. Аганбегян. — Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. - 192 с. - ISBN 978-5-7749-1412-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1043171 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1043171
- Воробьева О.Д., Долбик-Воробей Т.А. - Статистика населения и демография (для магистратуры) + еПриложение: Тесты - КноРус - 2019 - 314с. - ISBN: 978-5-406-06442-9 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929959
Рекомендуемая дополнительная литература
- Демография и статистика населения [Электронный ресурс] : сборник задач для бакалавров / сост. В. В. Нарбут; Государственный университет управления; Институт управления финансами и налогового администрирования ГУУ, Кафедра статистики. – М.: Логос, 2013. - 92 с. - ISBN 978-5-98704-741-5.