Магистратура
2020/2021
Археология современной визуальной среды
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (История художественной культуры и рынок искусства)
Направление:
50.04.03. История искусств
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Левченко Ян Сергеевич
Прогр. обучения:
История художественной культуры и рынок искусства
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
46
Программа дисциплины
Аннотация
Курс адресован студентам-гуманитариям (преимущественно историкам), интересующимся происхождением и развитием визуальных медиа в XX в. - от появления ТВ в 1930-е гг. через стереокино и домашнее видео к интернету, видеоиграм, удалённым потребительским сервисам и их постепенной интеграции с мобильной связью на рубеже XX-XXI вв. Курс планируется завершить характеристиками 4 индустриальной революции и типичными для неё формами визуальной коммуникации от соцсетей первого поколения до Телеграма и ТикТока.
Цель освоения дисциплины
- Навигация современной визуальной среды
- Анализ основных элементов и механизмов бытования современной визуальной среды
- Темы и технологии современной визуальной среды в оптике культурных исследований
Планируемые результаты обучения
- Научиться считывать визуальные сообщения, которые посылает резко усложнившийся современный мир.
- Научиться анализировать составляющие этих сообщений, опознавать правила их грамматической организации.
- Научиться произвольно останавливаться в целях наблюдения, не боясь потерять время, потому что оно уже потеряно навсегда.
Содержание учебной дисциплины
- Понятие визуальной средыТеории визуальности в конце XX – начала XXI в. Искусствоведение в союзе с антропологией и психологией. Гуманитарный рессентимент и полемика о путях развития визуальной культуры.
- Люди в городеИнстанция наблюдения и что ее окружает. От пассажей и универсальных магазинов до «метрополисов» потребления и образов наступившего будущего эпохи 4 индустриальной революции.
- Зрелища насилия и метафоры истребленияКазнь на площади и казнь в тюрьме. Война доиндустриальной эпохи. Позиционная война и фрагментирование военных будней в фоторепортаже.
- Кино как зрительная матрица XX в.Кино и перенастройка оптик. От моно- к полихромному, от неречевого к говорящему, от аттракциона к нарративу. Универсальность киноязыка. Опыт (транс)национальных индустрий.
- Фотография между бумагой и цифройОсновные направления аналоговой фотографии. Соблазн искусства и призрак документа. Макро- и микромир, миры невидимые и воображаемые. Всеобщность цифровой фотографии.
- Теле, видео и филогенез: трансформации субъективности в экранной культуреТехнология телесигнала как проводник глобализации. Тихая революция экранного времени, управление просмотром и приватизация зрелища.
- Видение тела.Обладание, биополитика и формы репрезентации телесности. Драпированное и обнаженное тело в визуальной культуре. Насаждение, кризис и отмена красоты. Границы реального и цифровое тело.
- (Инста)грамматика повседневностиПрикладная философия соцсети. Расширенное поведение индивида. Логика приложения, экспликация перформативности и «новая чувствительность».
- Зрелище публичной активности, социальная тревога и визуальный активизмСоциальная тревога и визуальный активизм. Всплеск политического в мире потребления. Перегруппировка рациональности. Окраины метамодерна: хаос масс и траектории выживания.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.5 * Семинарская активность (включая доклад) + 0.25 * Собеседование + 0.25 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Гринфилд, А. Радикальные технологии: устройство повседневной жизни / А. Гринфилд ; пер. с англ. И. Кушнаревой. — Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. — 424 с. - ISBN 978-5-7749-1361-9. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1042667
Рекомендуемая дополнительная литература
- Manovich, L. (2011). What is visualization?