Магистратура
2020/2021
Стратегический менеджмент и цифровая трансформация
Статус:
Курс по выбору (Коммуникации, основанные на данных)
Направление:
42.04.01. Реклама и связи с общественностью
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Преподаватели:
Кадимов Мансур Марифович
Прогр. обучения:
Коммуникации, основанные на данных
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
В результате успешного освоения курса студенты получат системное представление о стратегическом менеджменте, узнают, как проводить всесторонний анализ внешней и внутренней среды, как эффективно вести бизнес на конкурентных рынках и подходить к принятию стратегических решений. Курс предполагает получение практических навыков сбора стратегической информации и разработки стратегии на основе системы сбалансированных показателей. В ходе курса студенты ознакомятся с принципами цифровой трансформации бизнеса и сформируют представление, какие необходимы компетенции для её осуществления.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины является ознакомление студентов с концепцией стратегического менеджмента, изучение моделей для проведения стратегического анализа внешней и внутренней среды компаний, выявления факторов конкурентоспособности, приобретение знаний и практических навыков для разработки и реализации стратегии, изучение принципов цифровой трансформации бизнеса.
Планируемые результаты обучения
- Имеет системное представление о функции и роли стратегического менеджмента.
- Умеет определять стейкхолдеров и оценить их влияние на организацию.
- Знает, как выстроить процесс стратегического планирования. Умеет находить и готовить необходимую стратегическую информацию. Умеет пользоваться инструментами проведения стратегического анализа внешнего окружения компании.
- Умеет определять ключевые факторы конкурентоспособности компании. Умеет строить канву бизнес-модели.
- Знает методики оценки привлекательности и сравнительного анализа бизнес-единиц.
- Умеет разрабатывать и внедрять Систему сбалансированных показателей.
- Понимает, как осуществлять стратегические изменения.
- Знает, какие предпосылки у цифровой трансформации. Понимает, как происходит цифровая трансформация бизнеса.
- Умеет принимать решения по поводу внедрения цифровых технологий.
- Знает, какие цифровые навыки необходимы для трансформации бизнеса.
Содержание учебной дисциплины
- Введение и ключевые понятия стратегического менеджмента.Введение в стратегический менеджмент, предпосылки и история его появления. Определение ключевых понятий и задач стратегического менеджмента. Горизонты планирования в процессах принятия решений. Иерархия и элементы стратегий. «5П» стратегии Минцберга. Основные этапы стратегического процесса.
- Процесс стратегического целеполаганияФормирование стратегического видения и миссии. Стейкхолдеры и их интересы. Принципы устойчивого развития. Матрица Мэнделоу. Виды целей, приоритезация целей. SMART – принцип.
- Стратегический анализ внешнего окружения.Определение бизнес-ландшафта фирмы. Понятия возможностей и угроз. Этапы стратегического анализа внешнего окружения. Методика проведения PEST-анализа. Применение модели Портера для конкурентного анализа отраслей. Выбор отраслей, определение ключевых факторов успеха. Стратегия «голубого океана». Методы сбора стратегической информации.
- Конкурентоспособность компании.Выявление сильных и слабых сторон компании, методика SNW-анализа. Корпоративные и конкурентные стратегии. Конкурентные преимущества организации как основа ее стратегии. Факторы конкурентоспособности. Цепочка создания ценности Портера. Понятие компетенций компаний. Построение канвы бизнес-модели.
- Выполнение портфельного анализа и выбора стратегических альтернатив.Цели портфельного анализа. Методики оценки привлекательности и сравнительного анализа бизнес-единиц. Осуществление стратегического выбора. Матрица Томпсона и Стрикленда. Внешние стратегические изменения.
- Разработка системы сбалансированных показателей.Концепция сбалансированной системы показателей Д.Нортона и Р.Каплана. Этапы создания стратегических карт. Причинно-следственные связи, стратегическое моделирование, приоритезация стратегических целей.
- Реализация стратегии и осуществление стратегических изменений.Процесс реализации стратегии. Объекты стратегических изменений, реализация стратегических мероприятий. Модель 7S. Процессы, люди и технологии. Метод целеполагания OKR. Каскадирование стратегии. Функция корпоративной культуры при реализации стратегических изменений. Препятствия и трудности на пути внедрения изменений. Осуществление изменений в условиях высокой неопределенности.
- Предпосылки цифровой трансформации.Экспоненциальный рост. Ключевые явления, формирующие основу цифровой трансформации. Технологические инновации подрывные и эволюционные. Современные вызовы для бизнеса.
- Менеджмент при цифровой трансформации.Цифровая трансформация бизнес-моделей. Цифровые экосистемы. Управление на основе данных как основа цифровой трансформации. Технологические решения. Цифровая трансформация коммуникаций и процессов управления ими.
- Цифровая культура и компетенции.Цифровая зрелость предприятия. Методы оценки цифровой зрелости. Трансформация организации и её культуры. Дилемма инноватора. Цифровые компетенции и лидерство.
Элементы контроля
- Индивидуальное задание 1
- Индивидуальное задание 2
- Индивидуальное задание 3
- Индивидуальное задание 4
- Групповой проект: система сбалансированных показателей
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.35 * Групповой проект: система сбалансированных показателей + 0.15 * Индивидуальное задание 1 + 0.15 * Индивидуальное задание 2 + 0.15 * Индивидуальное задание 3 + 0.2 * Индивидуальное задание 4
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа, Томпсон-мл., А. А., 2009
Рекомендуемая дополнительная литература
- David Wiraeus, & James Creelman. (2019). Agile Strategy Management in the Digital Age : How Dynamic Balanced Scorecards Transform Decision Making, Speed and Effectiveness. Palgrave Macmillan.