Магистратура
2020/2021
Актуальные проблемы теории медиа
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Визуальная культура)
Направление:
51.04.01. Культурология
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Васильева Виктория Олеговна
Прогр. обучения:
Визуальная культура
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина представляет собой углубленный обзор существующих подходов к проблематике медиа с включением элементов теории коммуникации, философии техники и социальной теории, при этом акцент делается на новейших теоретических представлениях о культуре (в частности, возникновении и функционировании социально-экономических систем) с точки зрения меняющихся и взаимодействующих средств коммуникации.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Актуальные проблемы теории медиа» заключается в том, чтобы получить систематические представления об основных разделах науки о медиа, начиная с истории понятия, практик его применения в науках о человеке и обществе и становления языка описания для новейших культурных явлений и процессов. В рамках курса обозначен широкий диапазон подходов к формированию теории медиа и попыток сформулировать исторические основания для ее анализа. В спектр внимания студентов попадают элементы теории коммуникации, философии техники, социальной теории.
Планируемые результаты обучения
- Владеть новыми знаниями, умениями, в том числе в области, отличной от профессиональной; уметь работать с информацией.
- Уметь анализировать, структурировать, обоснованно излагать (в т.ч. наглядно представляя) обработанную информацию.
- Уметь логически верно, правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности в письменной и устной речи, аргументировать свою точку зрения.
- Уметь научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
- Уметь находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода).
Содержание учебной дисциплины
- «Медиа как объект теоретических исследований»Медиа: генеалогия понятия. История теорий медиа: Платон, Гегель, Гердер, Лессинг, Ницше. Этимология и трансформация значений термина. Двойная коннотация понятия: посредник ощущения (mediator of aisthesis) и носитель информации (medium). Medium и medius («посредничающий», «находящийся между»). Медиум как условие возможности коммуникации. Понятие metaxu (Аристотель).
- «Систематические теории медиа» (I)Неомарксистская критика медиа: Бела Балаш, Вальтер Беньямин, Бертольд Брехт, Ханс Магнус Эрценсбергер. Франкфуртская школа: Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Гюнтер Андерс. Масс-медиа и их роль в культуре индустриального общества. Массовая культура: проблема стереотипа. Понятие «культурной индустрии».
- «Систематические теории медиа» (II)Канадская школа: Гарольд Иннис, Эрик Хэйвлок, Уолтер Онг, Джек Гуди, Маршалл Маклюэн, Деррик де Керкхов. Исследования воздействия средств коммуникаций на типологию общественного устройства и развитие цивилизаций. Анализ социально-культурной и исторической роли средств коммуникации.
- «Философия медиа»«Medial turn» как новый способ рассмотрения фундаментальных проблем культуры. Материальные факторы коммуникативной интеракции. Вилем Флюссер, Жан Бодрийяр, Поль Вирильо, Фридрих Киттлер, Никлас Луман. Понятие «медиации», культурной техники, диспозитива. Форма и медиум.
- «Теория новых медиа»Концепция новизны («newness»): что делает новые медиа «новыми»? Понятие «ремедиации» («remediation»). Характеристики новых медиа: дигитальность, интерактивность, гипертекст, дисперсность, виртуальность, киберпространство. Концептуализация новых средств массовой информации. Теория социальных сетей. Понятие электронной коммуникации.
Элементы контроля
- активность на семинарахФорма контроля подразумевает устные ответы, участие в дискуссии, а также сообщения и доклады
- устный ответ на вопросы в экзаменационном билетеЭкзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.5 * активность на семинарах + 0.5 * устный ответ на вопросы в экзаменационном билете
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Вартанова, Е. Л. (2018). From the Theories of Press to the Models of Mass Media: Considering the History of the Genesis of Comparative Studies on Media Systems Abroad ; От теорий прессы – к моделям СМИ: к истории возникновения сравнительного изучения медиасистем за рубежом. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.ECB1AE4A
- История и теория медиа, Кирия, И. В., 2017
- Кириллова Н. Б. (n.d.). Медиалогия Как Интегрированная Наука Информационной Эпохи И Ее Роль В Модернизации России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fmedialogiya-kak-integrirovannaya-nauka-informatsionnoy-epohi-i-ee-rol-v-modernizatsii-rossii
- Кирия И.В. История и теория медиа / И.В. Кирия, А.А. Новикова. - Москва : ВШЭ, 2017. - 608 с. - ISBN 978-5-7598-1188-6. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/362024/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.
- Кирия И.В., Новикова А.А. - История и теория медиа - Издательский дом Высшей школы экономики - 2017 - 423с. - ISBN: 978-5-7598-1188-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100133
- Медиа. Введение: Учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям (020000) и специальностям «Связи с общественностью» (350400) и «Реклама» (350700) / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли ; Пер. с англ. [Ю.В. Никуличева]. — 2-е изд. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 550 с. — (Серия «Зарубежный учебник») - ISBN 978-5-238-00960-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028522
- Финансовая математика : математическое моделирование финансовых операций: учеб. пособие для вузов, Габескирия, В. Я., 2004
Рекомендуемая дополнительная литература
- Вирен Г. - Современные медиа: Приемы информационных войн: учебное пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2017 - 128с. - ISBN: 978-5-7567-0824-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97232
- Степанов Михаил Александрович. (n.d.). На производство! рецензия на книгу Беньямин В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. - М. : РГГУ, 2012.