• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Социологические методы онлайн-исследований

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Социология публичной и деловой сферы
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Сфера методического оснащения социологических исследований традиционно считается наиболее консервативной, однако и она реагирует на бурные изменения социума. Современному социологу приходится учитывать, что его «объект» живет в мире многообразия новых онлайн-технологий, оказывающих влияние на все сферы повседневной жизни. В связи с этим возникает целый ряд методических проблем и возможностей, а также появляется необходимость рассмотрения потенциала методов сбора и дальнейшего использования данных в новых социальных и технологических реалиях. В рамках курса предполагается рассмотрение таких тем как место онлайн-исследований среди других стратегий и методов сбора данных; digital феномены и digital методы; опросные и не-опросные методы онлайн (от онлайн-анкет до мобильной этнографии); организационно-технические возможности проведения онлайн-исследований (от подготовки технического задания до создания исследовательского архива).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с многообразием актуальных методов онлайн-исследований: демонстрация разнообразия актуальных методов онлайн-исследований и обучение студентов пониманию специфики их использования, учитывая методические и организационно-технические возможности и ограничения.
  • Обсуждение опыта использования специализированных инструментов для оперативного сбора онлайн-данных и выработка практических навыков по подготовке, проведению и аудиту прикладного исследования, реализованного при помощи онлайн-методов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает об основных трендах цифровой реальности.
  • Понимает причины и последствия технологизации методов сбора данных (ситуация сбора данных, характер данных, способы использования результатов).
  • Понимает особенности роли мобильного исследователя и специфику мобильных методов.
  • Умеет составить инструментарий для онлайн-опроса и скорректировать имеющийся инструментарий.
  • Умеет составить не-опросный инструментарий для его использования онлайн и скорректировать имеющийся инструментарий.
  • Владеет навыками использования специализированных онлайн-сервисов (Яндекс.Исследования и др.), ориентируется в принципах подготовки и работы исследовательских архивов онлайн.
  • Понимает этические особенности проведения онлайн-исследований.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Цифровая реальность, социум и методы
    Основные тренды современности. Новые социальные роли (блогеры, основатели онлайн сообществ и др.). Цифровая реальность и новые практики: онлайн образование, онлайн покупки и платежи, онлайн дарообмен, совместное использование товаров и услуг, онлайн репутация, игры с дополненной реальностью. Гаджеты как цифровые «расширения» человека (У.Митчелл). Цифровая реальность и методы: место онлайн-исследований среди других стратегий и методов сбора данных. Технологизация методов сбора данных. Отличия от традиционных методов: ситуация сбора данных, характер данных, способы использования результатов. Цифровые данные, их специфика. Мобильный исследователь и мобильные методы.
  • Опросные методы онлайн: онлайн-анкетирование, онлайн-интервью, онлайн фокус-группы, исследовательские сообщества.
    Онлайн-анкетирование: возможности и ограничения. Использование онлайн-панелей. Рекрут и особенности мотивации участников онлайн-исследований. Определение и специфика онлайн-фокус групп, отличия от традиционной фокус-группы. Особенности проведения онлайн-интервью. Работа с онлайн-сообществами. Опыт маркетинговых компаний в работе с онлайн-опросами.
  • Не-опросные методы онлайн: нетнография, анализ медиапространства, цифровая картография.
    Нетнография: наблюдение онлайн. Использование социальных сетей и других Интернет-ресурсов. Геолокационные данные и их возможности. Работа с интерактивными картами.
  • Использование специализированных онлайн-ресурсов. Исследовательские архивы онлайн.
    Аналитические возможности сервисов Яндекс.Исследования, Взгляд, Research.Mail.ru и подобных сервисов. Возможности surveymonkey, anketka и аналогичных ресурсов. Виды исследовательских архивов и их возможности. Создание архива онлайн: основные принципы и порядок работы. Выгрузка и структурирование данных. Сопроводительная информация. Уровни доступа.
  • Организационно-технические аспекты при проведении онлайн-исследований.
    Использование гаджетов и приложений на различных этапах исследовательского проекта. Сервисы для онлайн-исследований. Подготовка ТЗ для внешних исполнителей. Этика онлайн-исследований.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в работе на семинарах
  • неблокирующий домашнее задание 1
    Повторная пересдача включает в себя написание студентом письменного ответа на один из поставленных вопросов с последующим обсуждением членами комиссии и студентом. При повторной пересдаче не учитывается накопленная оценка, полученная в ходе курса, т.е. O пересдача = О итог. 1. Цифровая реальность и новые практики (онлайн образование, онлайн покупки и платежи, повсеместное использование гаджетов и др.): как это повлияло на методы сбора данных? 2. Какова специфика работы с онлайн-панелями, как реализуется рекрут участников, каковы основные возможности и ограничения использования онлайн-панелей? 3. Онлайн-интервью/фокус-группа - это новый отдельный метод или всего лишь отдельный способ старого метода получения информации? Дайте развернутый ответ. 4. В каких ситуациях использование онлайн-формата предпочтительнее, исключая дальность расстояния? Когда лучше провести онлайн, даже если есть возможность оффлайн? В каких случаях не стоит в принципе использовать формат онлайн-интервью/фокус-группы? 5. Сравните возможные последствия применения онлайн-интервью для разных поколений. 6. Необходимость в соблюдении каких этических норм появляется при онлайн-формате сбора данных? 7. Возможная анонимность информанта при использовании онлайн-формата - это преимущество или ограничение для исследования? Какие возможные риски исследовательской этики имеются у онлайн-исследований? 8. Для каких целей создается локальный исследовательский архив, каковы основные принципы работы с ним? Критерии оценки заданий для повторной пересдачи ˗ стиль и внутренняя организация (ясность, упорядоченность, согласованность и логичность изложения); ˗ знакомство с источниками (знакомство с литературой по курсу, материалами лекций и практических занятий); ˗ раскрытие темы, полнота изложения материала; ˗ творческий подход к ответу на вопрос, наличие признаков критического мышления.
  • неблокирующий Домашнее задание (проект)
    Повторная пересдача включает в себя написание студентом письменного ответа на один из поставленных вопросов с последующим обсуждением членами комиссии и студентом. При повторной пересдаче не учитывается накопленная оценка, полученная в ходе курса, т.е. O пересдача = О итог. 1. Цифровая реальность и новые практики (онлайн образование, онлайн покупки и платежи, повсеместное использование гаджетов и др.): как это повлияло на методы сбора данных? 2. Какова специфика работы с онлайн-панелями, как реализуется рекрут участников, каковы основные возможности и ограничения использования онлайн-панелей? 3. Онлайн-интервью/фокус-группа - это новый отдельный метод или всего лишь отдельный способ старого метода получения информации? Дайте развернутый ответ. 4. В каких ситуациях использование онлайн-формата предпочтительнее, исключая дальность расстояния? Когда лучше провести онлайн, даже если есть возможность оффлайн? В каких случаях не стоит в принципе использовать формат онлайн-интервью/фокус-группы? 5. Сравните возможные последствия применения онлайн-интервью для разных поколений. 6. Необходимость в соблюдении каких этических норм появляется при онлайн-формате сбора данных? 7. Возможная анонимность информанта при использовании онлайн-формата - это преимущество или ограничение для исследования? Какие возможные риски исследовательской этики имеются у онлайн-исследований? 8. Для каких целей создается локальный исследовательский архив, каковы основные принципы работы с ним? Критерии оценки заданий для повторной пересдачи ˗ стиль и внутренняя организация (ясность, упорядоченность, согласованность и логичность изложения); ˗ знакомство с источниками (знакомство с литературой по курсу, материалами лекций и практических занятий); ˗ раскрытие темы, полнота изложения материала; ˗ творческий подход к ответу на вопрос, наличие признаков критического мышления.
  • неблокирующий Участие в работе на семинарах
  • неблокирующий домашнее задание 1
    Повторная пересдача включает в себя написание студентом письменного ответа на один из поставленных вопросов с последующим обсуждением членами комиссии и студентом. При повторной пересдаче не учитывается накопленная оценка, полученная в ходе курса, т.е. O пересдача = О итог. 1. Цифровая реальность и новые практики (онлайн образование, онлайн покупки и платежи, повсеместное использование гаджетов и др.): как это повлияло на методы сбора данных? 2. Какова специфика работы с онлайн-панелями, как реализуется рекрут участников, каковы основные возможности и ограничения использования онлайн-панелей? 3. Онлайн-интервью/фокус-группа - это новый отдельный метод или всего лишь отдельный способ старого метода получения информации? Дайте развернутый ответ. 4. В каких ситуациях использование онлайн-формата предпочтительнее, исключая дальность расстояния? Когда лучше провести онлайн, даже если есть возможность оффлайн? В каких случаях не стоит в принципе использовать формат онлайн-интервью/фокус-группы? 5. Сравните возможные последствия применения онлайн-интервью для разных поколений. 6. Необходимость в соблюдении каких этических норм появляется при онлайн-формате сбора данных? 7. Возможная анонимность информанта при использовании онлайн-формата - это преимущество или ограничение для исследования? Какие возможные риски исследовательской этики имеются у онлайн-исследований? 8. Для каких целей создается локальный исследовательский архив, каковы основные принципы работы с ним? Критерии оценки заданий для повторной пересдачи ˗ стиль и внутренняя организация (ясность, упорядоченность, согласованность и логичность изложения); ˗ знакомство с источниками (знакомство с литературой по курсу, материалами лекций и практических занятий); ˗ раскрытие темы, полнота изложения материала; ˗ творческий подход к ответу на вопрос, наличие признаков критического мышления.
  • неблокирующий Домашнее задание (проект)
    Повторная пересдача включает в себя написание студентом письменного ответа на один из поставленных вопросов с последующим обсуждением членами комиссии и студентом. При повторной пересдаче не учитывается накопленная оценка, полученная в ходе курса, т.е. O пересдача = О итог. 1. Цифровая реальность и новые практики (онлайн образование, онлайн покупки и платежи, повсеместное использование гаджетов и др.): как это повлияло на методы сбора данных? 2. Какова специфика работы с онлайн-панелями, как реализуется рекрут участников, каковы основные возможности и ограничения использования онлайн-панелей? 3. Онлайн-интервью/фокус-группа - это новый отдельный метод или всего лишь отдельный способ старого метода получения информации? Дайте развернутый ответ. 4. В каких ситуациях использование онлайн-формата предпочтительнее, исключая дальность расстояния? Когда лучше провести онлайн, даже если есть возможность оффлайн? В каких случаях не стоит в принципе использовать формат онлайн-интервью/фокус-группы? 5. Сравните возможные последствия применения онлайн-интервью для разных поколений. 6. Необходимость в соблюдении каких этических норм появляется при онлайн-формате сбора данных? 7. Возможная анонимность информанта при использовании онлайн-формата - это преимущество или ограничение для исследования? Какие возможные риски исследовательской этики имеются у онлайн-исследований? 8. Для каких целей создается локальный исследовательский архив, каковы основные принципы работы с ним? Критерии оценки заданий для повторной пересдачи ˗ стиль и внутренняя организация (ясность, упорядоченность, согласованность и логичность изложения); ˗ знакомство с источниками (знакомство с литературой по курсу, материалами лекций и практических занятий); ˗ раскрытие темы, полнота изложения материала; ˗ творческий подход к ответу на вопрос, наличие признаков критического мышления.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.45 * Домашнее задание (проект) + 0.25 * домашнее задание 1 + 0.3 * Участие в работе на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Sheller, M., & Urry, J. (2006). Mobile Technologies of the City. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=157819
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • de Souza e Silva, A., & Sheller, M. (2014). Mobility and Locative Media : Mobile Communication in Hybrid Spaces. Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=831957