Магистратура
2020/2021
Качественные и количественные методы исследований в психологии
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Консультативная психология. Персонология)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Прогр. обучения:
Консультативная психология. Персонология
Язык:
русский
Кредиты:
8
Контактные часы:
100
Программа дисциплины
Аннотация
Курс является базовым в рамках подготовки магистров по направлению «Психология». В курсе рассматриваются основные этапы проведения качественных и количественных психологических исследований, что позволяет студентам получить знания и овладеть практическими навыками, необходимыми для планирования и реализации собственных научно-исследовательских проектов.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство с методологическими принципами и этапами проведения теоретических и эмпирических научных исследований в психологии.
- Знакомство с кругом доступных психологам моделей исследования, источников данных, исследовательских планов и методов обработки результатов.
- Овладение критериями оценки качества научных исследований, психометрических инструментов.
- Овладение необходимыми компетенциями для проведения собственных исследований (в рамках подготовки магистерских диссертаций) и подготовки научных публикаций.
Планируемые результаты обучения
- Знает критерии научности психологического исследования, различия между основными парадигмами, умеет соотносить подход с исследовательским вопросом.
- Умеет формулировать исследовательские вопросы и выполнять поиск литературы, знает этические принципы психологических исследований.
- Знает основные источники психологических данных, умеет выбирать стратегию построения выборки.
- Знает основные положения классической тестовой теории, умеет планировать исследования по валидизации психометрических инструментов.
- Знает критерии причинно-следственного вывода, основные угрозы валидности и стратегии их контроля, умеет рефлексировать альтернативные объяснения результатов и ограничения дизайна исследования.
- Знает возможности и ограничения основных квазиэкспериментальных и корреляционных исследований, умеет интерпретировать корреляционные данные.
- Умеет интерпретировать уровень значимости, размер эффекта, рассчитывать статистическую мощность и потребный объем выборки.
- Знает методы работы с пропущенными данными, знает и умеет применять описательные статистики и основные статистические критерии.
- Знает модели дисперсионного анализа, множественной регрессии, модерации, медиации, путевого анализа. Умеет проводить дисперсионный и регрессионный анализ.
- Знает отличия между моделями эксплораторного и конфирматорного факторного анализа, кластерный анализ, многомерное шкалирование. Умеет проводить эксплораторный факторный анализ.
- Знает критерии валидности качественных данных и основные качественные методы, умеет проводить интерпретативный феноменологический анализ.
- Знает основные дизайны смешанных исследований, умеет разрабатывать программу смешанных исследований.
Содержание учебной дисциплины
- Психология как наука о человеке: естественно-научная и гуманитарная парадигмы
- Планирование исследования: постановка проблемы, обзор литературы, этические стандарты
- Источники психологических данных и стратегии построения выборки
- Проблемы измерения в психологии: надежность и валидность измерений
- Планы исследований 1: экспериментальные дизайны
- Планы исследований 2: квазиэкспериментальные и неэкспериментальные (корреляционные, лонгитюдные) дизайны
- Традиционные и современные подходы к проверке статистических гипотез: виды ошибки, размер эффекта, доверительные интервалы, статистическая мощность, мета-анализ
- Анализ количественных данных 1: чистка данных и работа с пропущенностью, описательные статистики, парные критерии сравнения выборок, корреляционный анализ
- Анализ количественных данных 2: регрессионный, дисперсионный анализ и другие подвиды общей линейной модели
- Анализ количественных данных 3: многомерные методы: факторный анализ, кластерный анализ, многомерное шкалирование, структурное моделирование
- Качественные методы сбора и анализа данных
- Смешанные дизайны исследования (mixed-methods research)
Элементы контроля
- Работа на семинарах
- Домашние задания• Домашнее задание 1 – на выбор: o Вариант 1. Рецензия на научную статью o Вариант 2. Заявка на исследование • Домашнее задание 2 – на выбор: o Вариант 1: Базовый и продвинутый анализ количественных данных o Вариант 2: Анализ количественных данных и качественных данных
- Промежуточные тестыКаждый тест, как правило, включает от 30 до 40 вопросов, среди которых вопросы с множественным выбором и открытые задания (кейсы). По выбору студенты могут выполнять тест пользуясь всеми материалами курса с ограничением по времени (45-50 минут) или не пользуясь (75-80 минут)
- ЭкзаменЭкзамен письменный, построен аналогично промежуточным тестам, и включает вопросы типа «множественный выбор» и открытые вопросы (кейсы).
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)Итоговая оценка рассчитывается по формуле О = (0,5 * дом. задания + 0,3 * промеж. тесты + + 0,2 * работа на семинарах) * 0,6 + 0,4 * экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Frost, N. (2011). Qualitative Research Methods in Psychology : Combining Core Approaches. Maidenhead: McGraw-Hill Education. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=382480
- Giles, D. (2002). Advanced Research Methods in Psychology. Hove, East Sussex: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=548434
- Robins, R. W., Fraley, R. C., & Krueger, R. F. (2007). Handbook of Research Methods in Personality Psychology. New York: The Guilford Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=211290
- Tabachnick, B. G., & Fidell, L. S. (2014). Using Multivariate Statistics: Pearson New International Edition (Vol. 6th ed). Harlow, Essex: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1418064
- Weiner, I. B., Velicer, W. F., & Schinka, J. A. (2013). Handbook of Psychology, Research Methods in Psychology (Vol. 2nd ed). Chichester: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=497780
- Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 490с. - ISBN: 978-5-9916-3015-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologicheskie-osnovy-psihologii-425218
- Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие для вузов, Наследов, А. Д., 2007
- Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие, Наследов, А. Д., 2006
Рекомендуемая дополнительная литература
- Magnusson, D. (2003). The Person Approach: Concepts, Measurement Models, and Research Strategy. New Directions for Child & Adolescent Development, 2003(101), 3–23. https://doi.org/10.1002/cd.79