• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

История коллекционирования

Направление: 50.04.03. История искусств
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Гусева Анна Валентиновна, Хлопина Елена Юрьевна
Прогр. обучения: История художественной культуры и рынок искусства
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

Цель курса познакомить слушателей с основными этапами истории коллекционирования в XVІ - XX веках; с особенностями коллекционирования и экспонирования коллекций в странах Европы, Америки и России; с основными научными методами и подходами в изучении коллекционирования и рынка искусства. В ходе курса будут рассмотрены разные виды коллекций по объектам коллекционирования, их специфические особенности. Особое внимание будет уделено социо-культурным условиям формирования тех или иных тенденций и вкусовых предпочтений в разных регионах и на разных исторических отрезках. Будут рассмотрены отдельные примеры наиболее известных собраний с целью ознакомления с разными стратегиями коллекционирования. Помимо изучения исторического материала студенты познакомятся с историей и методологией изучения художественного рынка и коллекционирования, что является отдельной областью современного искусствознания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с основными этапами истории коллекционирования и истории художественного вкуса в России и Европе XVI-XX вв.
  • знакомство с основными типами музейных коллекций XVIII-XXІ вв.
  • знакомство с историческими методами изучения и описания музейных собраний, коллекций и связанных с ними выставок
  • знакомство с основными собраниями и особенностями их формирования
  • знакомство с основными этапами истории коллекционирования и особенностей формирования собраний предметов и произведений не-европейского искусства
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • уметь использовать данные, полученные в ходе анализа музейных собраний при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по истории искусства
  • умеет объяснять эволюцию и особенности формирования современных коллекций неевропейского искусства
  • умеет анализировать коллекции и выделять их типологию
  • умеет выделять основные этапы формирования российских и зарубежных собраний
  • умеет использовать данные, полученные в ходе анализа музейных собраний при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по истории искусства
  • понимает особенности методологии изучения коллекционирования
  • умеет использовать профессиональную терминологию, принятую в русскоязычной и англоязычной школе искусствоведения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История изучения коллекционирования и рынка искусства.
    Коллекционирование как феномен деятельности человека и его изучение с точки зрения философии, психоанализа, социологии. Особенность предметов коллекционирования - отсутствие утилитарности. Сложение сферы изучения коллекций как самостоятельной области знания, ее выделение из эстетической области изучения вкусов, с одной стороны, и из социальной истории искусств, с другой. Особенности подхода Ф. Хаскелла. Основание и развитие главной базы данных по истории коллекционирования и рынка искусства - The Getty Provenance Index. Вклад Б. Фредериксена, его основные исследования и открытия. Особенности подходов и методов К. Бейлей, Т. Гетгенса, К. Помиана.
  • Особенности коллекционирования в Европе в XVI - XIX веках
    Многообразие предметов коллекционирования. Коллекции сакральные: церковные сокровищницы. Собрания редкостей: природного и рукотворного происхождения. Экзотика и претензия на энциклопедические знания. Фламандские картины XVII века с изображением кабинетов коллекционеров. Особенности собирательства искусства античности. Наиболее крупные собрания античного искусства. Коллекции картин искусства Возрождения в Италии в XVII-XVIII веках. Коллекции итальянской живописи за пределами Италии в XVII-XVIII веках. Социо-культурная мотивация вкуса к итальянской живописи в Европе. Особенности коллекционирования во Франции в XVII веке. Королевские и аристократические собрания. Особенности коллекционирования современной живописи в Париже и Венеции в XVIII веке.
  • Особенности московских коллекций второй половины XIX - начала XX вв. Феномен частного музея .
    Появление нового типа коллекционера, не связанного с традицией аристократического собирательства, более свободного в своих эстетических предпочтениях. Купцы и промышленники: текстильные фабриканты (Третьяковы, Морозовы, Щукины, Бахрушины, Рябушинские), чаеторговцы (Боткины, Остроухов). Роль старообрядев (Морозовы, Рябушинские) и связанная с этим традиция собирать иконы и рукописи. Перенос акцента с коллекционирования старых мастеров на современное искусство. Появление «патриотического вкуса» - коллекция братье П.М. и С.М.Третьяковых и создание галереи русского искусства в Москве. С.И.Щукин и И.А.Морозов – коллекционеры нового западного искусства. Феномен частного музея. Коллекция как свидетельство финансового благополучия и средство завоевания социального престижа. Коллекция как отражение индивидуального вкус и личности собирателя. Новый тип музейного пространства - музей в частном доме, где живет владелец коллекции, музей-мастерская художника. Особенности архитектуры частных музеев. Музей Уоллес в Лондоне, музей Жакмар-Андре и Ниссим де Камондо в Париже, коллекция Фрик в Нью-Йорке, музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, художественная галерея Хантингтон в Сан Марино.
  • Коллекционирование не-европейского искусства
    Первое знакомство с предметами других культур в Европе и образцы восточной керамики в эпоху Ренессанса. Географические открытия и начало торговли с государствами индийского континента и Дальнего востока в XVІ – XVІІ вв. Формирование первых коллекций восточного искусства в Европе в XVІІ-XVІІІ вв. Эпоха колониализма и собирательство предметов других культур. «Экзотические» павильоны на Интернациональных выставках и их роль в формировании вкуса к востоку в конце XІX – начале XX вв. Локальные традиции коллекционирования и западные знатоки (на примере Китая). Особенности формирования американских и европейских коллекций искусства Востока и Африки: ассоциации и общества коллекционеров, формирование первых музейных отделов искусства Востока; ведущие арт-дилеры и знатоки. Выставки искусства Востока первой половины XX века и их роль в развитии коллекционирования и науки.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляет собой письменную работу (2500-3000 слов), посвященную анализу одной из посещенных в ходе курса выставок/коллекций.
  • неблокирующий Домашнее задание 2
    Для домашнего задания студентам выдают раздаточный материал, представляющий собой фрагменты текстов по тематике курса, и список ключевых вопросов, на которые необходимо ответить, ознакомившись с текстом. В ходе аудиторных занятий происходит коллективное обсуждение прочитанных текстов.
  • неблокирующий Домашнее задание 1
    Для домашнего задания студентам выдают раздаточный материал, представляющий собой фрагменты текстов по тематике курса, и список ключевых вопросов, на которые необходимо ответить, ознакомившись с текстом
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Домашнее задание 1 + 0.25 * Домашнее задание 2 + 0.5 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ahlund, M., & Ådahl, K. (2000). Islamic Art Collections : An International Survey. Routledge.
  • Art market and connoisseurship: a closer look at paintings by Rembrandt, Rubens and their contemporaries. (2008). Amsterdam University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.dare.uva.nl.publications.cbf0cdb6.dc95.42d6.b4cb.12a2c245631c
  • Bracken, S., Gáldy, A., & Turpin, A. (2013). Collecting East and West. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=649548
  • Pearce, S. M. (1994). Interpreting Objects and Collections. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=460260
  • История искусств. Западноевропейское искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Along the riverbank : Chinese paintings from the C.C.Wang family collection, Hearn, M. K., 1999
  • Art from the Islamic civilization : from the al-Saban collection, Kuwait, Curatola, G., 2011
  • Indian jewellery : the V&A collection, Barnard, N., 2008
  • Masterpieces of the J. Paul Getty museum. Drawings, , 1997
  • New Perspectives on Eighteenth-Century Dutch Art Production and Collecting. (2002). BWV Berliner Wissenschafts-Verlag.
  • Robinson, H. (2019). Interpreting Objects in the Hybrid Museum : Convergence, Collections and Cultural Policy. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2084548
  • Splendors of Imperial Japan : arts of the Meiji period from the Khalili сollection, Earle, J., 2002
  • Tomizawa-Kay, E. (2016). Changes in the Japanese art market with the emergence of the middle-class collector. Journal of the History of Collections, 28(2), 261–277. https://doi.org/10.1093/jhc/fhv029
  • Живопись XVIII-XX веков в частных коллекциях. Ленинград/Санкт-Петербург, , 1993