• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

История театра и кинематографа немецкоязычных стран

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Germanica: история и современность)
Направление: 41.04.01. Зарубежное регионоведение
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Germanica: история и современность
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

Модуль «История театра немецкоязычных стран» входит в блок искусствоведческих дисциплин, направленных на освоение обучающимися широкого историко-культурного контекста немецкоязычного пространства. В лекционной части курса представлены основополагающие этапы развития немец-коязычного театра Германии и Австрии так, чтобы выявить специфику общих тенденций и существенные отличия, связанную как с национальными, ментальными, так и историко-политическими особенностями развития двух стран.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладеть знаниями в области развития немецкоязычного театра XV-XXI вв. в контексте ис-торических и экономических процессов в Германии и Австрии.
  • Освоить особенности каждого этапа развития немецкоязычного театра, театральный язык, характерный каждому из них, и его представителей.
  • Сформировать навыки анализа театрального текста на примере спектаклей немецкоязычно-го театра.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные этапы развития немецкоязычного театра;
  • Знает основные произведения немецкоязычной драматургии, оказавших влияние на разви-тие театрального языка;
  • Знает основные средства театральной выразительности и их развитие в немецкоязычном те-атре;
  • Ориентируется в специфике отдельных театральных профессий;
  • Характеризует особенности театральной традиции разных периодов;
  • Соотносит развитие театральных жанров с эпохами их расцвета;
  • Объясняет особенности развития театра экономическими и историческими факторами;
  • Характеризует деятельность ключевых фигур (актёров, антрепренёров, драматургов, режис-сёров) в развитии немецкоязычного театра;
  • Анализирует спектакль современного немецкогоязычного театра.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Лекционный курс
    1. Особенности средневековых и ренессансных зрелищ, традиции Passionsspiel и карнава-лов в системе культуры Германии и Австрии XV-XVI вв. 2. Эпоха барокко в Придворном венском театре, формирование оперной традиции. 3. Традиция народного театра и фигуры Ханствурста на немецкой и австрийской сцены (от Ханса Закса к Иосифу Страницкому). 4. Классицистическая реформа Йоханна Готшеда и Каролины Нойбер: борьба за литера-турную драму и улучшение социального положения актёра. 5. Гамбургская актёрская школа и национальный театр XVIII в. (Шёнеман, Экхоф, Кох и Аккерман). Роль Э. Лесинга в общественной и театральной жизни Гамбурга. 6. Деятельность Фридриха Шрёдера и предромантический театр. 7. Мейнингенская актерская школа: постановка «Разбойников» Шиллера, директорство Иффланда. 8. И.В. Гёте как руководитель Веймарского театра. 9. Две школы «режиссуры» в середине XIX в.: Wort-Regie в Венском театре (Генрих Ла-убе) и Bild-Regie в Ваймаре (Франц фон Дингельштедт). Мировое влияние майнинген-цев на развитие театра (Георг II и Людвиг Кронек). 10. Режиссура Макса Райнхарда. Зальцбургский фестиваль. 11. Век венской оперетты и её связь с народной комедией XIX века. 12. Политический театра Эрвина Пискатора. 13. Эпический театр Брехта и его традиция в драматургии и театре конца 20 века: Хайнер Мюллер. «Berliner Ensemble». 14. Гамбургский балет под руководством Джона Ноймаера. 15. Тенденции современной режиссуры в Германии (Ульрих Раше, Томас Остермайер).
  • Семинарские занятия
    1. Драматургия Г.Гауптмана и/или Ф. Ведекинда в контексте развития театрального и ре-жиссёрского языка на рубеже XIX-XX веков. 2. «Сон в летнюю ночь» и «Фауст» Макса Райнхарда: трансформация режиссёрского язы-ка. 3. «Мамаша Кураж и ее дети» в постановке «Berliner Ensemble» (1949-1957): теория эпиче-ского театра во времена Брехта и сегодня. 4. Балет «Пер Гюнт»: концепция Ибсена и концепция Джона Ноймайера. (К вопросу о вы-разительном языке балета.) 5. «Гамлет» Томаса Остермайера и традиция прочтения шекспировской пьесы в немецко-язычном театре.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Дискуссия на семинарах
  • неблокирующий Эссе-разбор современного спектакля
    Эссе-разбор современного спектакля, поставленного немецким или австрийским режиссёром на сценах Москвы или Петербурга или в записи на открытых платформах или в TheaterHD.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Дискуссия на семинарах + 0.5 * Эссе-разбор современного спектакля
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука : словарь-справочник, Ярхо, В. Н., 2002
  • Гвоздев А. А. - ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ТЕАТР НА РУБЕЖЕ XIX И XX СТОЛЕТИЙ. ОЧЕРКИ - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 354с. - ISBN: 978-5-534-09547-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/zapadnoevropeyskiy-teatr-na-rubezhe-xix-i-xx-stoletiy-ocherki-453700
  • Кречмар Г. ; Пер. Грачев П. В., Под ред. Асафьева Б. В. - ИСТОРИЯ ОПЕРЫ - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 346с. - ISBN: 978-5-534-07431-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-opery-455054

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бураченко А. И. ; под науч. ред. Бондаревой Е.П. - ТЕАТРАЛЬНОЕ РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ 2-е изд. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 99с. - ISBN: 978-5-534-10952-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teatralnoe-recenzirovanie-456770
  • Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX вв. : очерки, Давыдова, М. Ю., 2001
  • Немецкий музыкальный театр в Петербурге в первой трети XIX века, Губкина, Н. В., 2003