Магистратура
2020/2021
Когнитивная психология и социальное поведение
Статус:
Курс по выбору (Информационные системы и взаимодействие человек-компьютер)
Направление:
01.04.02. Прикладная математика и информатика
Кто читает:
Департамент социологии
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Информационные системы и взаимодействие человек-компьютер
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Освещаются эмпирические исследования и концептуальные модели познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и теории поведения в рамках социальных наук, в том числе теория рационального выбора и её расширения, модели формирования и измненения поведения на индивидуальном и групповом уровне. Отдельное внимание уделяется коллективному поведению, социальному восприятию и взаимодействию, механизмам формирования убеждений, сетевому подходу в анализе человеческого поведения, моделированию процессов распространения информации.
Цель освоения дисциплины
- Приобретение студентами знаний о когнитивно-психологических и социальных механизмах поведения, а также формирование навыков их анализа при взаимодействии как с другими людьми, так и с информационными системами
Планируемые результаты обучения
- Могут перечислить основные постулаты и допущения в когнитивной психологии.
- Применяют «закон Фиттса» (1954) для решения задач оптимизации взаимодействия человек-компьютер
- Применяют метод «task analysis» для обнаружения потенциальных ошибок в разработке интерфейсов
- Могут соотнести когнитивные процессы, с конкретными аспектами взаимодействия человек-компьютер
- Описывают ключевые различия между конструктивистским и экологическим подходами к зрительному восприятию
- Применяют принципы визуального восприятия к решению задач, связанных с разработкой интерфейсов
- Объясняют когнитивные механизмы возникновения иллюзий восприятия
- Могут дать определение избирательного и распределенного внимания
- Могут охарактеризовать феномены функциональной слепоты (слепота к изменениям, слепота по невниманию)
- Применяют принципы работы внимания для управления поведением пользователя
- Могут охарактеризовать процессы и виды памяти
- Описывают структуру долговременной памяти (Э. Тульвинг)
- Описывают факторы, влияющие на сохранение или потерю информации в системах сенсорной, кратковременной и долговременной памяти
- Могут соотнести типы ошибок памяти с конкретными примерами
- Могут объяснить причины возникновения ошибок и искажений в памяти
- Применяют принципы работы памяти для решения прикладных задач
- Могут перечислить и описать виды научения (условный рефлекс, оперантное научение, латентное научение, научение через наблюдение, вербальное научение)
- Описывают символьный и коннекционистский подходы к репрезентации знаний; аналоговый и пропозициональный форматы репрезентаций; экземплярные и прототипические репрезентации категорий
- Выявляют и анализируют процессы научения в задачах, связанных с взаимодействием человек-компьютер
- Описывают типичные ошибки мышления при решении логических задач, оценке вероятностей и при управлении динамическими комплексными системами
- Могут описать когнитивные искажения (эвристики), возникающие при принятии решений (эвристика репрезентативности, эвристика доступности, эффект фрейминга, эффект привязки)
- Анализируют подходы к описанию мышления (Д. Канеман vs. Г. Гигеренцер)
- Формулируют определение и разрабатывают критерии для оценки сознательного статуса искусственной интеллектуальной системы
- Перечисляют виды методов измерения осознания и субъективных переживаний в когнитивно-психологических исследованиях
- Формулируют и корректно используют принципы социально-когнитивной теории, теории планируемого поведения, и теории социальной идентичности, транстеоретической модели для формирования интервенций
- Могут перечислить основные теоретические домены моделей индивидуального поведения
- Конструируют объяснительные модели и тестируют их на реальных данных с использованием структурных уравнений
- Формулируют и корректно используют принципы сетевых моделей поведения для формирования интервенций
- Могут перечислить основные понятия социально-сетевого анализа
- Знают и идентифицируют в существующих технологиях и интерфейсах техники изменения поведения
- Используют принципы и техники изменения поведения для решения прикладных задач в контексте HCI
- Идентифицируют стадии изменения поведения и релевантные для них вмешательства
Содержание учебной дисциплины
- Фундаментальные и прикладные исследования в когнитивной психологииКомпьютерная метафора психики. Допущения когнитивного подхода. Когнитивная революция. Подходы к соотношению между фундаментальными и прикладными исследованиями в когнитивной психологии.
- ВосприятиеТипы ощущений. Психофизическая проблема. Закон Вебера-Фехнера. Свойства восприятия. Конструктивистский vs. экологический подходы к зрительному восприятию.
- ВниманиеЭкономика внимания и ее ключевые проблемы. Свойства внимания. Виды внимания: произвольное, непроизвольное, постпроизвольное.
- ПамятьОпределение и процессы памяти. Виды и системы памяти (модель Аткинсона-Шиффрина). Сенсорный регистр и виды сенсорной памяти (иконическая, эхоическая). Кратковременная память. Долговременная память. Роль внимания в переходе из сенсорной в кратковременную память (эксперимент Сперлинга). Роль повторения в переходе из кратковременной в долговременную память. Системы долговременной памяти: процедурная и декларативная (семантическая, эпизодическая). Кривая забывания Эббингауза и эффект края. Эффект незавершенного действия. Теории забывания: угасание следа, замещение, интерференция, невозможность извлечь (потеря доступа), консолидация в памяти, подавление.
- Научение и репрезентация знанийФеномен научения в бихевиоризме и в когнитивном подходе. Виды научения. Различия между декларативными и процедурными знаниями. Категориальное научение. Теория уровней категорий Э. Рош. Имплицитное научение. Проблема верификации (проверки достоверности) знаний.
- Принятие решений и умозаключенияВиды мышления. Дивергентное и конвергентное мышление. Исследования решения творческих задач.
- Критерии сознания и методы измерения субъективных переживанийТест Тьюринга и современные чат-боты. Самосознание и зеркальный тест. Тест Хичкока (нейрональные корреляты сознания). Моральные дилеммы и тесты моральных суждений.
- Теории и модели поведения на индивидуальном уровнеКлассический бихевиоризм, социально-когнитивная теория, модель принятия технологий (Technology Acceptance Model 3), Транстеоретическая модель (модель стадий изменения поведения), техники формирования и устранения привычек
- Теории и поведенческие феномены на социально-групповом уровнеТеория социальной идентичности, теория само-категоризации, теория оптимальных различий, гипотеза контакта, социальная ингибиция и фасилитация.
- Модификация поведенияТаксономия техник изменения поведения (behavior change techniques), Модель вероятности сознательной обработки информации (ELM), Механизмы убеждения (см. Cialdini), техники подталкивания (nudging) и их таксономия,
Элементы контроля
- Домашние задания
- ЭкзаменТест проводится в письменном виде (в электронной или бумажной форме) и может содержать от 20 до 40 вопросов, основанных на материале лекционных и семинарских занятий. Оценка за тест формируется на основе доли правильных ответов от всех предусмотренных тестом ответов.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Величковский Б. М. - КОГНИТИВНАЯ НАУКА. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ПОЗНАНИЯ В 2 Т. ТОМ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 405с. - ISBN: 978-5-534-06615-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kognitivnaya-nauka-osnovy-psihologii-poznaniya-v-2-t-tom-1-437416
- Холодная М. А. - КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ 3-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 309с. - ISBN: 978-5-534-06304-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kognitivnaya-psihologiya-kognitivnye-stili-441934
Рекомендуемая дополнительная литература
- Levitin, D. J. (2002). Foundations of Cognitive Psychology : Core Readings. Cambridge, Mass: A Bradford Book. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=78136
- Viswanath, K., Rimer, B. K., & Glanz, K. (2015). Health Behavior : Theory, Research, and Practice (Vol. Fifth edition). San Francisco, CA: Jossey-Bass. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1021677
- Weisberg, R. W., & Reeves, L. (2013). Cognition : From Memory to Creativity. Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=531239