• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Теория организации и организационное поведение

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Управление образованием)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Управление образованием
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Учебный курс позволяет системно рассмотреть и увидеть взаимосвязь двух самостоятельных исследовательских направлений, имеющих разные объекты исследования: организацию и организационное поведение. Данный методологический ход возможен, т.к. организация рассматривается как система деятельности, обусловленная разными социокультурными нормами и контекстами. Поэтому аспекты организационного «строительства», управления изменениями в ориентации и пр. рассматриваются с точки зрения человеческого\субъектного действия. Предполагается самостоятельная рефлексивная деятельность слушателей как участников различных организационных практик и проектов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к зна-ниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет особенности управленческой позиции
  • Знает лучшие практики в управлении организациями в ориентации на социокультурные тренды
  • Знает ключевые этапы в развитии технологий управления организациями
  • Умеет определять границы применения и эффективность инструментов и технологий для управленческой практики
  • Владеет инструментами описания и исследования оргсистем
  • Формирует экспертную оценку эффективности работы оргсистем и действий руководителя
  • Владеет информационными технологиями и использует их для решения поставленных задач
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1 Организация как объект исследования
    Тема 1 Организация как объект исследования менеджера Определение рамок работы с феноменом «менеджмент» в истории управления. Особенности управленческого знания и управленческой позиции. Экзистенциальные основания управленческого действия (Дж. Одиорне). Организация как социокультурная система. Организационный ландшафт (типология Д. Гараедаги). Организация как смысловая система (К. Вейк). Методы исследования организации. Социокультурные и экономические тенденции: тренды изменения в практиках управления организациями. Карта управленческого знания и способов работы в курсе. Тема 2 Особенности разных культурных позиций по отношению к организации Менеджер, собственник, предприниматель: ключевые характеристики типов. Признаки позиций по Шумпетеру, Адизесу и др.
  • Раздел 2. Основные этапы в развитии идей управления организацией
    Тема 3. Исторические этап в развитии технологий управления организациями. Инструменты классического периода в современной практике организаций (Тейлор, Форт, Файоль) Инструменты школы человеческих отношений в современной практике организаций (Мэйо, Маслоу и др) Тема 4. Современные подходы к изучению организаций: ключевая идея, базовые понятия, инструменты Системный подход к управлению организацией. Ситуационный подход к управлению организацией. Процессный подход к управлению организацией. Информационный подход к управлению организацией. Институциональный подход к управлению организацией. Новые типы организаций: виртуальные, многомерные, фрактальные и пр.
  • Раздел 3. Организация как объект управления
    Тема 5. Подходы к типологии организаций Сущностные признаки организации. Основные ресурсы организации. Тема 6. Инструменты интеграции оргсистемы Статические и динамические законы существования организации (закон синергии, закон информированности, упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон развития, закон композиции и пропорциональности, законы социальной организации и т.д.) Инструменты, интегрирующие целостность системы: миссия, видение, стратегия (общее и особенное). Сравнительные и качественные характеристики инструментов, задающих целостность оргсистемы. Работа с организационными кейсами. Тема 7. Внешняя среда организации Понятие закрытой и открытой системы. "Открытость и закрытость" организации как доминантные принципы в управлении. Внешняя среда организации: структура, специфика уровней непосредственного и косвенного воздействия, основные показатели факторов внешней среды и их влияние на организацию, понятие "границы организации". Тема 8. Внутренняя среда организации Подходы к пониманию внутренней среды (сферный, ресурсно-целевой, институциональный). Внутренние ситуационные факторы организации: цели, бизнес-процессы, функциональные задачи, персонал и Организационное окружение. Работа с организационными кейсами Оргструктура как элемент обеспечения деятельности организации: значение, язык оргсхем, основные понятия. Типы организационных структур управления, их преимущества и ограничения. Особенности управления сетевыми организациями. Этапы оргпроектирования. Методы оргпроектирования. Работа с организационными кейсами Тема 9. Корпоративная культура организации Организационная (корпоративная) культура как рамочное системное понятие: подходы к определению, структура, методы формирования и управления. Значение организационной культуры для функционирования организации. Работа с организационными кейсами. Тема 10. Подходы к оценке эффективности организаций История подходов к оценке эффективности организаций. Оценка эффективности организаций, работающих в сфере услуг. Оценка эффективности образовательных организаций.
  • Раздел 4. Особенности организационного проектирования и управления изменениями оргсистем
    Тема 11. Управление развитием оргсистем Понятие «жизненного цикла организации» и подходы к определению базовых этапов. Риски управления на этапах перехода от одного этапа к другому (И. Адизис, Л. Грейнер) Тема 12. Управление изменениями в организации .Ключевые подходы и модели. Модель изменений К.Левина как прототип последующих моделей (Коттера, Ф. Гуияр, Дж.Келли, ADKAR, Р. Рэванс, и др.). Работа с сопротивлением изменениям. Лидеры и агенты изменений.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий эссе
  • неблокирующий самостоятельная работа
  • неблокирующий аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.2 * аудиторная работа + 0.25 * контрольная работа + 0.3 * самостоятельная работа + 0.25 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Management, Daft, R.L., 2015
  • R.L. Daft, Dr. Ir. M. Aksit, & Ir. B. Tekinerdogan. (2002). Management. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B0BA2B73
  • Менеджмент. MBA. : Учебник, Дафт, Р., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • КАРАСЁВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ. (2015). Персонал Организации: Понятие, Структура И Методы Управления. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.33033372
  • КАРАСЁВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ. (2015). Персонал Организации: Понятие, Структура И Методы Управления. Интернет-Журнал Науковедение, (5 (30)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16441395
  • Системное мышление: Как управлять хаосом и сложными процессами: Платформа для моделирования архит..., Гараедаги, Дж., 2011