Магистратура
2020/2021
Теория организации и организационное поведение
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Управление образованием)
Направление:
38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Департамент государственного администрирования
Где читается:
Санкт-Петербургская школа социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Баронене Светлана Геннадьевна
Прогр. обучения:
Управление образованием
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Учебный курс позволяет системно рассмотреть и увидеть взаимосвязь двух самостоятельных исследовательских направлений, имеющих разные объекты исследования: организацию и организационное поведение. Данный методологический ход возможен, т.к. организация рассматривается как система деятельности, обусловленная разными социокультурными нормами и контекстами. Поэтому аспекты организационного «строительства», управления изменениями в ориентации и пр. рассматриваются с точки зрения человеческого\субъектного действия. Предполагается самостоятельная рефлексивная деятельность слушателей как участников различных организационных практик и проектов.
Цель освоения дисциплины
- Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к зна-ниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности
Планируемые результаты обучения
- Определяет особенности управленческой позиции
- Знает лучшие практики в управлении организациями в ориентации на социокультурные тренды
- Знает ключевые этапы в развитии технологий управления организациями
- Умеет определять границы применения и эффективность инструментов и технологий для управленческой практики
- Владеет инструментами описания и исследования оргсистем
- Формирует экспертную оценку эффективности работы оргсистем и действий руководителя
- Владеет информационными технологиями и использует их для решения поставленных задач
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1 Организация как объект исследованияТема 1 Организация как объект исследования менеджера Определение рамок работы с феноменом «менеджмент» в истории управления. Особенности управленческого знания и управленческой позиции. Экзистенциальные основания управленческого действия (Дж. Одиорне). Организация как социокультурная система. Организационный ландшафт (типология Д. Гараедаги). Организация как смысловая система (К. Вейк). Методы исследования организации. Социокультурные и экономические тенденции: тренды изменения в практиках управления организациями. Карта управленческого знания и способов работы в курсе. Тема 2 Особенности разных культурных позиций по отношению к организации Менеджер, собственник, предприниматель: ключевые характеристики типов. Признаки позиций по Шумпетеру, Адизесу и др.
- Раздел 2. Основные этапы в развитии идей управления организациейТема 3. Исторические этап в развитии технологий управления организациями. Инструменты классического периода в современной практике организаций (Тейлор, Форт, Файоль) Инструменты школы человеческих отношений в современной практике организаций (Мэйо, Маслоу и др) Тема 4. Современные подходы к изучению организаций: ключевая идея, базовые понятия, инструменты Системный подход к управлению организацией. Ситуационный подход к управлению организацией. Процессный подход к управлению организацией. Информационный подход к управлению организацией. Институциональный подход к управлению организацией. Новые типы организаций: виртуальные, многомерные, фрактальные и пр.
- Раздел 3. Организация как объект управленияТема 5. Подходы к типологии организаций Сущностные признаки организации. Основные ресурсы организации. Тема 6. Инструменты интеграции оргсистемы Статические и динамические законы существования организации (закон синергии, закон информированности, упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон развития, закон композиции и пропорциональности, законы социальной организации и т.д.) Инструменты, интегрирующие целостность системы: миссия, видение, стратегия (общее и особенное). Сравнительные и качественные характеристики инструментов, задающих целостность оргсистемы. Работа с организационными кейсами. Тема 7. Внешняя среда организации Понятие закрытой и открытой системы. "Открытость и закрытость" организации как доминантные принципы в управлении. Внешняя среда организации: структура, специфика уровней непосредственного и косвенного воздействия, основные показатели факторов внешней среды и их влияние на организацию, понятие "границы организации". Тема 8. Внутренняя среда организации Подходы к пониманию внутренней среды (сферный, ресурсно-целевой, институциональный). Внутренние ситуационные факторы организации: цели, бизнес-процессы, функциональные задачи, персонал и Организационное окружение. Работа с организационными кейсами Оргструктура как элемент обеспечения деятельности организации: значение, язык оргсхем, основные понятия. Типы организационных структур управления, их преимущества и ограничения. Особенности управления сетевыми организациями. Этапы оргпроектирования. Методы оргпроектирования. Работа с организационными кейсами Тема 9. Корпоративная культура организации Организационная (корпоративная) культура как рамочное системное понятие: подходы к определению, структура, методы формирования и управления. Значение организационной культуры для функционирования организации. Работа с организационными кейсами. Тема 10. Подходы к оценке эффективности организаций История подходов к оценке эффективности организаций. Оценка эффективности организаций, работающих в сфере услуг. Оценка эффективности образовательных организаций.
- Раздел 4. Особенности организационного проектирования и управления изменениями оргсистемТема 11. Управление развитием оргсистем Понятие «жизненного цикла организации» и подходы к определению базовых этапов. Риски управления на этапах перехода от одного этапа к другому (И. Адизис, Л. Грейнер) Тема 12. Управление изменениями в организации .Ключевые подходы и модели. Модель изменений К.Левина как прототип последующих моделей (Коттера, Ф. Гуияр, Дж.Келли, ADKAR, Р. Рэванс, и др.). Работа с сопротивлением изменениям. Лидеры и агенты изменений.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.2 * аудиторная работа + 0.25 * контрольная работа + 0.3 * самостоятельная работа + 0.25 * эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Management, Daft, R.L., 2015
- R.L. Daft, Dr. Ir. M. Aksit, & Ir. B. Tekinerdogan. (2002). Management. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B0BA2B73
- Менеджмент. MBA. : Учебник, Дафт, Р., 2014
Рекомендуемая дополнительная литература
- КАРАСЁВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ. (2015). Персонал Организации: Понятие, Структура И Методы Управления. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.33033372
- КАРАСЁВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ. (2015). Персонал Организации: Понятие, Структура И Методы Управления. Интернет-Журнал Науковедение, (5 (30)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16441395
- Системное мышление: Как управлять хаосом и сложными процессами: Платформа для моделирования архит..., Гараедаги, Дж., 2011