Бакалавриат
2021/2022
Научно-исследовательский семинар "Основные проблемы античной историографии"
Статус:
Курс обязательный (Античность)
Направление:
46.03.01. История
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
70
Программа дисциплины
Аннотация
Изучение дисциплины научно-исследовательский семинар «Основные проблемы историографии римской Республики» базируется на следующих дисциплинах: - Введение в антиковедение и античное источниковедение; - История и география Древнего мира (Восток и античность) - Основы академического письма; Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знания-ми и компетенциями: - знать и иметь опыт создания самостоятельного исследования (курсовой работы), не имеющего междисциплинарного характера; - владеть методиками первичного анализа литературного текста; - владеть способами поиска научной информации; - обладать навыками исследовательской работы. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: - Подготовка выпускной квалификационной работы бакалавра. - Подготовка курсовой работы бакалавра.
Цель освоения дисциплины
- знать основные этапы течения всемирно-исторического процесса; научно признанные теории и подходы к изучению истории Древней Греции архаического и классического периодов
- овладение студентами основными понятиями и методами исторической науки
- овладение студентами основными понятиями и методами исторической науки, усвоение специальных приемов толкования античных текстов
- знать различные подходы в отечественной и зарубежной историографии к изучению проблем социально-экономического и политического развития Древней Греции архаического и классического периодов
- усвоение специальных приемов толкования античных текстов
- формирование у студентов представления о своеобразии античной цивилизации и чело-века античной эпохи
- владение основной методологией исторического исследования (то есть уметь использовать дискурсивный, компаративный, сравнительно-исторический, контекстуальный, лингвистический, лексический анализ, контент-анализ данных источника, методы исторической реконструкции, классической политической истории, интеллектуального моделирования и ряд других); методикой написания научных работ.
- уметь работать с документами античной эпохи на русском и иностранных языках,верифицировать данные исторических источников
- формирование у студентов представления о своеобразии античной цивилизации и человека античной эпохи
- владеть навыками научного и библиографического поиска и исследовательской работы
- владеть навыками обработки и интерпретации результатов научного исследования
Планируемые результаты обучения
- уметь ставить исследовательскую задачу, выполнять исследование, представлять его и обсуждать с коллегами по семинару;
- владеть методами теоретического исследования в области византийской филологии.
- владеть навыками обработки и интерпретации результатов научного исследования;
- уметь пользоваться методикой выбора методологии междисциплинарного исследования;
- владеть навыками научного и библиографического поиска и исследовательской работы;
- владеть навыками работы с научной исторической, историко-правовой и политологической литературой проблемы, использования исторических фактов, терминологии исторической и историко-правовой науки, теоретических моделей современной историографии для подготовки и обоснования решений в профессиональной сфере
- знать методы филологического исследования исторических сочинений;
- знать основные имена византийских историков и произведения исторического жанра IV-XV вв. (в объеме, соответствующем главной теме курса);
- знать основные события, связанные с историей древнего Рима, ключевые кон-цепции и важнейшие источники по истории власти и государства в Античности
- знать понятия и категории на примере византийского средневековья;
- иметь представление о начальных этапах становления римской Республики.
- Иметь представление об основных характеристиках, ключевых персоналиях и событиях истории Древней Греции в архаический период.
- уметь отобрать исторические источники по истории власти и государства в Античности, оценить степень репрезентативности содержащейся в них информации, извлекать и систематизировать ее, а также анализировать актуальные проблемы истории древнего Рима
- уметь применять методологию историко-культурного анализа при работе с византийскими историческими сочинениями (на материале их имеющихся переводов на русский или английский язык);
- уметь применять методологию, разработанную в рамках византийской исторической прозы при анализе любых византийских художественных текстов;
Содержание учебной дисциплины
- 4 курс. Тема 1. Историография истории Древнего Рима. Труды зарубежных учебных.
- 5 курс. Тема 1. Кризис и падение римской Республики: начальный этап.
- 2 курс. Тема 1. Древняя Греция в архаический период.
- Тема 1. Ранневизантийская историография
- 4 курс. Тема 2. Историография древнего Рима. Научные труды отечественных ученых
- 5 курс. Тема 2. Кризис и падение римской Республики: окончательный этап.
- Тема 2. Средневизантийская историография.
- 4 курс. Тема 3. Римская Республика: становление.
- 5 курс. Тема 3. . Римско-италийская культура в царский период.
- 2 курс. Тема 2. Проблемы социально-экономического развития Греции в архаический период.
- Тема 3. Поздневизантийская историография.
- 4 курс. Тема 4. Римская республика: расцвет.
- 5 курс. Тема 4. Римско-италийская культура в республиканский период.
- 2 курс. Тема 3. Социально-экономическое развитие Древней Греции в классический период. Афины и Аттика.
- Тема 4. Доклады студентов по теме курсовой работы.
- 5 курс. Тема 5. Доклады студентов по теме курсовой работы и ВКР.
- 2 курс. Тема 4. Социально-экономическое развитие Греции в классический период. Другие полисы.
Промежуточная аттестация
- 2020/2021 учебный год 4 модульПо согласованию с преподавателем
- 2021/2022 учебный год 4 модульПо согласованию с преподавателем
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.5 * Семинар + 0.5 * Экзамен
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.5 * Экзамен + 0.5 * Семинар
- 2023/2024 учебный год 1 модульПо согласованию с преподавателем
- 2023/2024 учебный год 3 модульПо согласованию с преподавателем
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- S.V. Ushakov. (2015). Ранневизантийский Херсонес, Понт и Восточное Средиземноморье (по материалам краснолаковой керамики) / Early Byzantine Chersoneses, Pontus and Eastern Mediterranean (on the materials Red nail ceramics). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7FA655BD
- The mid-byzantine traditions of church architecture on the southern, eastern, and northern Black sea shores ; Средневизантийские традиции церковного зодчества на южном, восточном и северном берегах Черного моря. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FD8B5F00
- Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
- Максимович, К. (2010). The Cambridge History of the Byzantine Empire (C. 500-1492) / J. Shepard, Ed. Cambridge University Press, 2008. 1207 P. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.35320A72
- Никишин В. О. - ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. ДРЕВНИЙ РИМ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 299с. - ISBN: 978-5-534-00262-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-drevnego-mira-drevniy-rim-434594
- Сергеев В. С. - ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 273с. - ISBN: 978-5-534-09697-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-drevnego-rima-428383
- Сергеев В. С. - ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 391с. - ISBN: 978-5-534-07906-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-drevney-grecii-438227
Рекомендуемая дополнительная литература
- SPQR. История Древнего Рима: Научно-популярное / Бирд М. - М.:Альпина нон-фикшн, 2017. - 696 с.: ISBN 978-5-91671-639-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003549
- Treadgold, W. T. (2013). The Middle Byzantine Historians. Houndmills, Basingstoke, Hampshire: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=998872
- Девлетов О. У. (2015). История Европы с древнейших времён до конца XV века : учебное пособие для студентов вузов. [N.p.]: Директ-Медиа. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1467142
- Древний Рим : учеб. пособие для вузов, Буданова, В. П., 2006
- Медовичев, А. (2003). 2003.02.001. Печатнова Л.Г. История Спарты: Период Архаики И Классики. Спб.: Гуманит. Акад., 2002. 510 С. (Отеч. Исслед. По Антич. И Средневековой Истории) (Studia Classica). Библиогр.: С.499506. Социальные и Гуманитарные Науки. Отечественная и Зарубежная Литература. Серия 5: История. Реферативный Журнал, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15157077
- Харрис Д., Византия: История исчезнувшей империи / Джонатан Харрис ; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2017. — 386 с. ISBN 978-5-91671-755-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002011