• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Проектный семинар «Основы создания текстов в журналистике»

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Проектный семинар знакомит студентов с базовыми принципами создания журналистских текстов. Прививает первичные представления и навыки работы с источниками, основы рерайта, иллюстрирования и оформления текстов для интернет-платформ. Является основой для дальнейшего освоения дисциплин, связанных с созданием и обработкой текстов на разных медийных платформах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов базовых представлений о практике работы журналиста на различных медийных платформах.
  • Развитие навыков работы с источниками информации, сбора, анализа, структурирования информации при подготовке журналистских материалов.
  • Формирование базовых умений по созданию информационных текстовых материалов, визуальному оформлению данных.
  • Формирование навыков индивидуальной работы над информационными материалами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет навыками создания письменных новостных текстов, рейтингования новостных заметок, верстки выпуска новостей.
  • Владеет навыком создания структуры репортажа с элементами интервью.
  • Владеет основными приёмами обработки графики.
  • Владеет основными приемами редактирования текстов.
  • Владеет основными принципами иллюстрирования контента.
  • Владеет приёмами оперативности, создает эффект личного присутствия.
  • Владеет технологией создания заголовков, подзаголовков и лидов.
  • Готовится к интервью и согласовывает текст с интервьюируемым.
  • Знает виды интервью в современной журналистике (информационное, оперативное, интервью-портрет и т.д.).
  • Знает виды, жанры, разделы журналистики и виды журналистских текстов.
  • Знает о многообразии источников, их иерархии по степени доверия.
  • Знает основные шрифтовые стандарты в полиграфии и в интернете.
  • Знает особенности заголовочных шрифтов.
  • Знает особенности контента профессионального и читательского (self-generated).
  • Знает особенности лексики и стилистики репортажа, понимает границы допустимого и недопустимого.
  • Знает особенности рерайтинга/рерайта в противовес копирайтингу.
  • Знает параметры изображения.
  • Знает правила обращения с аббревиатурами, числительными, именами собственными, географическими названиями, иностранными словами, терминологией и т.п.
  • Знает принцип 5W+H, принцип перевернутой пирамиды и исключения.
  • Имеет представление о векторной графике и инфографике.
  • Имеет представление об история шрифта, типах гарнитур: рубленных и антиквенных.
  • Использует формат новостной заметки как ядро и прообраз журналистского текста любого уровня.
  • Использует шрифтовые выделения.
  • Корректно идентифицирует источники.
  • Находит первоисточник информации и производит углубленный поиск по публичным и специализированным ресурсам и базам данных.
  • Понимает и умеет регулирует степень присутствия интервьюера в тексте интервью.
  • Понимает отличия новостных текстов для чтения и для восприятия на слух.
  • Понимает принципы квалифицированного рерайта (источники, уровень уникальности).
  • Понимает принципы подбора иллюстраций к тексту и создания содержательных подписей.
  • Понимает роль репортажа в журналистике, знает основные характеристики репортажа.
  • Понимает специфику текстов для разных платформ (радио, ТВ, газеты и журналы, интернет).
  • Понимает структуру и композиции новостных текстов.
  • Понимает суть защиты от манипулирования и конфликта интересов.
  • Правильно оформляет ссылки.
  • Работает в редакторском интерфейсе блога конструктора сайтов.
  • Работает с источниками, которые нельзя раскрывать.
  • Работает с материалами для репортажа (документами, записями, интервью, личными наблюдениями).
  • Разбирается в жанрах современной интернет-журналистики (реферат/summary, обзор мнений/реакций, популярном изложении, рейтингах, некрологах, инсайдах, записях в блоге и т.п.).
  • Разбирается в лексике и стилистике новостных заметок, знает «запретные» и предпочтительные части речи.
  • Реализует основные требования к оформлению контента на веб-платформе.
  • Редактирует, оформляет и иллюстрирует тексты в редакторском интерфейсе.
  • Следует требованию точности цитирования.
  • Собирает и анализирует информацию, проверяет источники и корректность ссылок на источники.
  • Создает информационный текст высокого уровня уникальности на основе исходных материалов, с привлечением дополнительных источников.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Текст как основа журналистики
  • Рерайтинг и редактирование журналистских текстов
  • Работа с источниками информации
  • Создание новостных текстов
  • Основы компоновки и визуализации текстов
  • Основы работы в системе управления контентом (CMS)
  • Тексты интервью и особенности их оформления.
  • Текст репортажа и особенности его оформления.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий 1. Написать короткую новостную заметку (600-700 зн.) на тему, согласованную с преподавателем.
  • неблокирующий 2. Написать расширенную новостную заметку на основе исходных материалов.
  • неблокирующий 3. Разместить текст с иллюстрациями в Гугл-документе с соблюдением требований по оформлению.
  • неблокирующий 4. Разместить тексты работ №№1-3 в учебном блоге с использованием CMS Wix
  • неблокирующий 5. Написать интервью или репортаж и разместить на сайте.
  • неблокирующий Присутствие на занятиях (посещаемость)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.1 * 3. Разместить текст с иллюстрациями в Гугл-документе с соблюдением требований по оформлению. + 0.2 * 1. Написать короткую новостную заметку (600-700 зн.) на тему, согласованную с преподавателем. + 0.2 * Присутствие на занятиях (посещаемость) + 0.2 * 2. Написать расширенную новостную заметку на основе исходных материалов. + 0.15 * 4. Разместить тексты работ №№1-3 в учебном блоге с использованием CMS Wix + 0.15 * 5. Написать интервью или репортаж и разместить на сайте.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Безрукова Е. А., Мхитарян Г. Ю. ; под науч. ред. Елисеенкова Г.С. - ШРИФТЫ: ШРИФТОВАЯ ГРАФИКА 2-е изд. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 116с. - ISBN: 978-5-534-11142-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/shrifty-shriftovaya-grafika-456768
  • Журналистика и редактирование : учебное пособие / Т.В. Гордиенко. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2020. — 176 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1048493
  • Ильченко С.Н. - Интервью в журналистике. Спецкурс - КноРус - 2021 - ISBN: 978-5-406-03735-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/936618
  • Лонская, А. Репортаж: От идеи до гонорара : учебное пособие / А. Лонская. — Москва : Аспект Пресс, 2015. — 334 с. — ISBN 978-5-7567-0792-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97225 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Мультимедийная журналистика [Электронный ресурс] : учебник для вузов/ под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С А. Шомовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). — Электрон, текстовые дан. (1 файл pdf: 418 с). — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. — (Учебники Высшей школы экономики). — Систем, требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1663-8- Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018934 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018934
  • Чебыкин Р. Разработка и оформление текстового содержания сайтов / Р. Чебыкин. - Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2014. - 528 с. - ISBN 978-5-9775-1262-6. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/335127/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.
  • Чевозерова Г. В. - ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 329с. - ISBN: 978-5-534-09763-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-teorii-zhurnalistiki-456139
  • Шостак М. И. - НОВОСТНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА. НОВОСТИ ПРЕССЫ 2-е изд. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 192с. - ISBN: 978-5-534-06311-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/novostnaya-zhurnalistika-novosti-pressy-451643

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Есиков, А. (2013). Сравнительный Анализ Систем Управления Контентом (Сontent Management System – Cms). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5EEDD88C

Авторы

  • Королёва Марина Александровна
  • Абрамов Роман Сергеевич
  • Гурьянов Владимир Викторович