• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Научно-исследовательский семинар "Искусство древнего мира"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Античность)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 68

Программа дисциплины

Аннотация

Предмет изучения данного курса - история изобразительного искусства и архитектуры в древней Греции с III тыс. до рубежа новой эры и в древнем Риме с VIII в. до н.э. по IV-V вв. н.э. Цель курса - познакомить студентов с фактологической стороной истории искусства античного мира. Задача курса - научить студента понимать произведения античного искусства. Это понимание состоит, с одной стороны, в умении осознанно воспринимать художественный язык архитектуры, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, в знании формальных приемов построения формы произведения, стилистики и техники художественного творчества. С другой стороны, понимание произведений искусства включает знание его идеологических основ, умение разобраться в общественных условиях существования и развития искусства, выявить социологическую обусловленность художественных стилей и творчества крупнейших мастеров.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студента представлений о месте и роли искусства Древнего мира в мировой истории;
  • о стилистических особенностях этого искусства в целом, а также о специфических чертах изобразительной деятельности, присущих отдельным цивилизациям и этапам, объединенных понятием искусства Древнего мира;
  • ознакомление студентов с мировыми и отечественными трудами о генезисе и историческом развитии искусства в рамках искусства Древнего мира;
  • выработка у студентов умения раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в культурах Древнего мира;
  • выработка у студентов умения охарактеризовать признаки общности нормативов и эстетических принципов искусства Древнего мира;
  • выработка у студентов умения раскрыть связь между формально-образной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентациями создавшей его культуры;
  • выработка у студентов умения определять стилевую принадлежность произведения архитектуры или искусства по его формальным признакам
  • освоение студентом основных методов анализа и терминологии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • определяет основные виды древнеримского изобразительного искусства, основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • определяет основные виды искусства «тёмных веков», основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • определяет основные виды искусства периода архаики, основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника данного периода и конкретного памятника
  • определяет основные виды искусства периода классики, основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника данного периода и конкретного памятника
  • определяет основные виды искусства эллинизма, основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • определяет основные виды искусства этрусков, основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • определяет основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы данного периода и конкретного памятника
  • определяет основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы данного периода и конкретного памятника художественно-образной программы конкретного памятника и культуры, его создавшей.
  • определяет основные этапы в развитии искусства Эгейского мира, основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы конкретного памятника и культуры, его создавшей.
  • Умеет понимать основные теории генезиса архитектуры архаики и аргументировано излагать их положит. и отрицат. черты, знает основные памятники
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Искусство Эгейского мира.
  • Искусство «темных веков» (искусство гомеровского времени) (XI - VIII в. до. н.э.)
  • Архитектура периода архаики (VIII - VI вв. до н.э.).
  • Изобразительное искусство периода архаики (VIII - VI вв. до н.э.).
  • Искусство этрусков и древних италиков
  • Изобразительное искусство периода классики (V - IV вв. до н.э.)
  • Изобразительное искусство и архитектура эллинизма
  • Изобразительное искусство Древнего Рима. Тема 1. Искусство эпохи Республики.
  • Архитектура периода классики (V - IV вв. до н.э.)
  • Архитектура Древнего Рима
  • Тема 2.Искусство эпохи империи. Эпоха Принципата.
  • Тема 3. Конец эпохи принцита.
  • Тема 4. Время домината.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса – билеты представлены в ПУД). Экзамен проводится на платформе ZOOM. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 3 минуты и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Текущий контроль
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.6 * Текущий контроль + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010
  • Питулько Г. Н., Полохало Ю. Н., Стецкевич Е. С., Шишкин В. В. ; Под ред. Питулько Г.Н. - ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 129с. - ISBN: 978-5-534-08094-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vsemirnaya-istoriya-v-2-ch-chast-1-istoriya-drevnego-mira-i-srednih-vekov-433478
  • Под ред. Питулько Г.Н. - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 129с. - ISBN: 978-5-534-11918-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vseobschaya-istoriya-v-2-ch-chast-1-istoriya-drevnego-mira-i-srednih-vekov-446436

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Flower, R. (2016). The Oxford Handbook of Late Antiquity. Early Medieval Europe, 24(2), 244–251. https://doi.org/10.1111/emed.12146
  • Gilhaus, L. R. (2015). The Oxford Handbook of Roman Sculpture [Rezension]. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F0121FD8
  • Samama Evelyne. (2013). 4. The Oxford Handbook of Hellenic Studies, ed. Georges Boys-Stones, Barbara Graziosi, Phiroze Vasunia. Revue Des Études Grecques, (2), 649. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.reg.0035.2039.2013.num.126.2.8149.t16.0649.0000.2
  • Scullion, S. (2017). The Oxford Handbook of Ancient Greek Religion. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AE26EEB9
  • Xenia Pausan. (2015). Clemente Marconi (Ed.), the Oxford Handbook of Greek and Roman Art and Architecture. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6E39812D
  • История Древнего Рима : учебник для вузов, Кузищин, В. И., 2002
  • История Древней Греции : учебник для вузов, Андреев, Ю. В., 2003

Авторы

  • Зинченко Софья Анатольевна