Бакалавриат
2021/2022
Цифровая грамотность
Статус:
Курс обязательный (Античность)
Направление:
46.03.01. История
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
50
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
26
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс представляет собой адаптацию общеуниверситетского курса “Цифровая грамотность” и направлен на формирования начальных компетенций в области работы с данными. В курсе будут рассмотрены базовые темы, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. Также будут рассматриваться инструменты для проведения научных исследований, оформления работ, представления результатов. Кроме того, будут рассмотрены специализированные вопросы, связанные с использованием цифровых технологий и, в частности, сетевого анализа, в гуманитарных науках.
Цель освоения дисциплины
- Получение студентом целостного представления о способах поиска информации и данных, простейшем анализе данных и грамотном представлении результатов
Планируемые результаты обучения
- Выбрать подходящий формат для файлов изображений и звука
- Знает историю возникновения интернета и всемирной паутины
- Знает понятие машинного обучения, виды моделей машинного обучения и их сущность, алгоритм оценки качества модели
- Знает, что такое домен, какая у него структура, как завести себе домен
- Использовать переходные адаптеры для подключения несовместимых устройств. Стирать накопители без возможности восстановления информации.
- Конвертировать файл из одного формата в другой
- Набирать на клавиатуре символы, которые на ней не изображены
- Определить версию операционной системы, установленную на компьютере.
- Понимает смысл протокола TCP/IP, что такое IP адреса и какими они бывают
- Понимает, как работают поисковые системы
- Понимает, как устроен Интернет
- Разбираются в корпусной лингвистике
- Различать ярлыки и символические ссылки на файлы и директории
- Умеет вставлять изображения, таблицы, гиперсылки, нумерацию страниц
- Умеет вызывать простейшие действия типа "копировать", "вставить", "найти", "отмена" и т.п.
- Умеет защищать свои персональные данные от мошенников и вредоносного программного обеспечения
- Умеет критически относиться к медиасообщениям, анализировать медиасообщения по вспомогательным вопросам
- Умеет настраивать уровни конфиденциальности своей информации в сети
- Умеет настраивать уровни конфиденциальности своей информации в сети
- Умеет опознавать жанры коммуникации в личном общении Определить неэкологичную коммуникативную ситуацию, справиться с такой ситуацией (применив одну из стратегий)
- Умеет определить предмет своих поисков в онлайне и применять базовые формулы поисковых запросов в сети
- Умеет ориентироваться на панели Google.Документы
- Умеет осуществлять базовую визуализацию данных
- Умеет отличать различные виды данных
- Умеет получать библиографическую ссылку из Google Scolar
- Умеет правильно оформлять источники литературы
- Умеет преобразовывать данные из одного типа в другой, вбивать формулы, растягивать формулы, копировать данные из одного листа на другой, переключать стили обращения к ячейкам, фиксировать ячейки в формулах
- Умеет применять принципы написания и оформления электронных писем
- Умеет проводить первичную обработку и анализ данных
- Умеет работать с таблицами и графиками
- Умеет работать с текстом и изображениями
- Умеет распознавать угрозы цифрового пространства
- Умеет создавать агрегированные таблицы
- Умеет создавать коллекции библиографических описаний и статей, добавлять материал в Zotero через браузер, проводник или вручную, создавать библиографические списки в несколько кликов
- Умеет создавать нумерованный список, делить текст на колонки. Оптимизировать работу с текстом, создать стили (например, создавать заголовки).
- Умеет создавать релевантные поисковые запросы для поиска информации в сети Интернет
- Умеет создавать слайды, копировать, копировать стиль, менять фон слайда, дублировать форматирование, сохранять и экспортировать слайды в разных форматах
- Умеет форматировать различные составляющие сплошного текста: шрифт, выравнивание на листе, отступы, межстрочные интервалы
- Умеет хранить, загружать, находить и скачивать файлы на Google.Диске, предоставлять доступ к документу другим пользователям, комментировать документ и отвечать на комментарии других пользователей
Содержание учебной дисциплины
- Основы работы с данными
- Корпусные технологии
- Компьютерная безопасность
- Медиаграмотность
- Базовые текстовые технологии
- Работа с табличными данными
- Использование информационных технологий при написании исследовательских работ
- Основы создания презентации в Power Point
- Компьютерная грамотность
- Интернет и поиск
- Техническая грамотность: создание сайтов (Tilda)
- Юридические аспекты информационных технологий
Элементы контроля
- Оценка за онлайн курсКурс "Цифровая грамотность" размещен на внутренней платформе НИУ ВШЭ [URL: online.hse.ru]. Оценка за дисциплину выставляется в соответствии с формулой оценивания от всех пройденных элементов контроля. Экзамен не проводится.
- Проект
- Контрольные работы
- Тесты
- ЭкзаменЭкзамен проводится в письменной форме с использованием синхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Онлайн-образование в НИУ ВШЭ (https://online.hse.ru/), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. На платформе Экзамус доступно тестирование системы (https://lms.demo.examus.net/syscheck_st). Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.3 * Экзамен + 0.25 * Проект + 0.1 * Тесты + 0.2 * Оценка за онлайн курс + 0.15 * Контрольные работы
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Slager, D. (2016). Essential Excel 2016 : A Step-by-Step Guide. [Berkeley]: Apress. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1361984
Рекомендуемая дополнительная литература
- Дюк, В., & Фомин, В. (2008). Интеллектуальный анализ данных в гуманитарных областях. Программные Продукты и Системы, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15549904
- Дюк, В., Флегонтов, А., & Фомина, И. (2011). Применение технологий интеллектуального анализа данных в естественнонаучных, технических и гуманитарных областях. Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, (138). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.2007827
- Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М. - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-08297-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-424762
- Секреты приложений Google / Балуев Д. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 287 с.: ISBN 978-5-9614-1274-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923761