Бакалавриат
2021/2022![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Психолингвистический практикум
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Аверина Светлана Сергеевна,
Арутюнян Вардан Геворгович,
Буйволова Ольга Витальевна,
Дорофеева Светлана Валентиновна,
Лопухина Анастасия Александровна,
Паршина Ольга Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
80
Программа дисциплины
Аннотация
Данный многоаспектный продвинутый курс по психо- и нейролингвистике будет состоять из четырех блоков, освоение материалов которых даст студентам необходимые знания и навыки для чтения психо- и нейролингвистической литературы и проведения собственных исследований. Основные блоки курса: 1) Формирование речевых навыков у детей (от младенчества до подросткового возраста). Поведенческие методы исследования; 2) Методика записи движений глаз (видеоокулография) и ее использование в экспериментальных исследованиях; 3) Клинические исследования речевых патологий у взрослых.
Цель освоения дисциплины
- Умение понимать и критически анализировать психо- и нейролингвистическую литературу
- Умение грамотно строить экспериментальный дизайн исследования с участием детей или представителей клинических групп
- Понимание принципов, возможностей, достоинств и недостатков метода видеоокулографии
- Знание основных теорий о формировании речевых навыков у детей и знакомство с ключевыми исследованиями по данной теме
- Знание основных теорий о формировании навыка чтения и знакомство с ключевыми исследованиями по данной теме
- Знание основных теорий о нейрональных основах речевых патологий у взрослых
- Знание основных принципов классификаций и методов диагностики речевых нарушений у взрослых
- Умение использовать стандартизированные инструменты для оценки навыков чтения и их предикторов
Планируемые результаты обучения
- Знание классификаций речевых нарушений у взрослых, принципов их построения, достоинств и недостатков
- Знание некоторых структурно-функциональных особенностей атипичного развития детского мозга на примере расстройств аутистического спектра (РАС)
- Знание о стандартизированных инструментах исследования навыков (фонологических и зрительных), необходимых для успешного освоения чтения
- Знание основных современных гипотез о причинах нарушений чтения (дислексии)
- Знание основных структурно-функциональных изменений в процессе развития детского головного мозга
- Знание основных теорий и моделей афазии
- Знание современных представлений о предикторах типичного и нетипичного речевого развития у детей
- Знание современных представлений о формировании грамматических навыков у детей
- Знание современных представлений о формировании ментального лексикона у детей
- Знание современных представлений о формировании навыков чтения у детей и взрослых
- Знание современных представлений о формировании фонологический навыков у детей
- Знание современных представлений об основных видах нарушений чтения (дислексии)
- Знания нарушений, сопутствующих афазии
- Общее представление о ключевых компонентах нейропсихологического обследования детей
- Понимание нейрональных основ афазии
- Понимание принципов создания лингвистических инструментов для диагностики речевых нарушений
- Понимание разницы в подходах к диагностике и лечению речевых нарушений различной этиологии
- Способность ориентироваться в современных поведенческих и нейровизуализационных исследованиях речевых нарушений у взрослых
- Умение предобрабатывать видеоокулографические данные в программе DataViewer
- Умение проводить видоокулографическое исследование с использованием видеоокулографов EyeLink
- Умение проводить исследование навыков чтения у детей, используя стандартизированные тесты
- Умение проводить тестирование навыков фонологической обработки у детей с использованием стандартизированной батареи тестов
- Умение программировать видеоокулографические эксперименты в программе ExperimentBuilder
Содержание учебной дисциплины
- Развитие речевых навыков и навыков чтения у детей. Видеоокулография - Поведенческие исследования формирования речи у детей
- Развитие речевых навыков и навыков чтения у детей. Видеоокулография - Этапы развития центральной нервной системы у детей
- Развитие речевых навыков и навыков чтения у детей. Видеоокулография - Нарушение мозгового развития у детей: расстройства аутистического спектра (РАС)
- Развитие речевых навыков и навыков чтения у детей. Видеоокулография - Типичное и нетипичное развитие навыков чтения у детей
- Развитие речевых навыков и навыков чтения у детей. Видеоокулография - Видеоокулографические исследования чтения и восприятия речи на слух у детей и взрослых
- Клинические исследования патологий речи у взрослых - Нейрональные основы афазии
- Клинические исследования патологий речи у взрослых - Лингвистическая теория и афазия
- Клинические исследования патологий речи у взрослых - Классификации афазий. Классификация афазий А.Р. Лурии в сравнении с западными классификациями
- Клинические исследования патологий речи у взрослых - Афазия различной этиологии
- Клинические исследования патологий речи у взрослых - Диагностика и терапия при афазии
- Клинические исследования патологий речи у взрослых - Афазии другого генеза
- Клинические исследования патологий речи у взрослых - Нарушения, возникающие при поражении правого полушария. Речевые нарушения вследствие травм головного мозга. Нарушения и состояния, сопутствующие афазии. Билингвальная афазия
- Клинические исследования патологий речи у взрослых - Исследования афазии: экспериментальные методы и дизайн
Элементы контроля
- Самостоятельные работы “Развитие речевых навыков и навыков чтения у детей. Видеоокулография"За модуль проводится до 4 самостоятельных работ с выбором варианта ответа или кратким ответом. Общая оценка за самостоятельные работы вычисляется как среднее арифметическое оценок за отдельные самостоятельные работы. Типы вопросов: с выбором варианта ответа, с кратким ответом.
- Домашнее задание “Развитие речевых навыков и навыков чтения у детей. Видеоокулография”
- Практические задания "Развитие речевых навыков и навыков чтения у детей. Видеоокулография"Задание по созданию и проведению простого видеоокулографического эксперимента.
- Итоговый устный экзаменИтоговый устный экзамен проводится по билетам. Каждый билет содержит по одному вопросу из каждого из двух тематических блоков курса (“Развитие речевых навыков и навыков чтения у детей. Видеоокулография”; Клинические исследования патологий речи у взрослых”)
- Контрольные работы "Клинические исследования патологий речи у взрослых"За модуль проводится 3 контрольные работы с выбором варианта ответа или кратким ответом. Общая оценка за самостоятельные работы вычисляется как среднее арифметическое оценок за отдельные самостоятельные работы. Типы вопросов: с выбором варианта ответа, с кратким ответом.
- Домашнее задание по блоку “Клинические исследования патологий речи у взрослых”Задание предполагает анализ сэмплов речи и данных историй болезни
- Самостоятельная работа "Клинические исследования патологий речи у взрослых"Анализ статей по пройденному материалу
- Практическое задание "Клинические исследования патологий речи у взрослых"Создание простого эксперимента, который позволит ответить на исследовательский вопрос, сформулированный студентом
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.16 * Самостоятельные работы “Развитие речевых навыков и навыков чтения у детей. Видеоокулография" + 0.12 * Практическое задание "Клинические исследования патологий речи у взрослых" + 0.08 * Самостоятельная работа "Клинические исследования патологий речи у взрослых" + 0.2 * Итоговый устный экзамен + 0.12 * Контрольные работы "Клинические исследования патологий речи у взрослых" + 0.2 * Практические задания "Развитие речевых навыков и навыков чтения у детей. Видеоокулография" + 0.04 * Домашнее задание “Развитие речевых навыков и навыков чтения у детей. Видеоокулография” + 0.08 * Домашнее задание по блоку “Клинические исследования патологий речи у взрослых”
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Aphasia and related neurogenic language disorders, , 2011
- Introduction to psycholinguistics : understanding language science, Traxler, M. J., 2012
Рекомендуемая дополнительная литература
- Eye movements: a window on mind and brain, , 2007
- Eye tracking : a comprehensive guide to methods and measures, Holmqvist, K., 2011
- Handbook of psycholinguistics, , 2006
- Handbook of the neuroscience of language, , 2010
- Research methods in child language : a practical guide, , 2012
- The Cambridge handbook of child language, , 2009
- The Oxford handbook of eye movements, , 2013