Магистратура
2021/2022
Демографическая история и демографические теории
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Демография)
Направление:
39.04.01. Социология
Кто читает:
Кафедра демографии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Денисенко Михаил Борисович
Прогр. обучения:
Демография
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Демографическая история и демографическая теория» для студентов образовательной программы «Демография» нацелен на то, чтобы студенты усвоили основные факторы демографической истории человечества и выработать у них концептуальное видение демографического развития как исторического процесса. В рамках учебной дисциплины будут рассмотрены основные этапы становления современных теоретических представлений об основных закономерностях демографического развития в разные периоды человеческой истории. В ходе курса студенты знакомятся с тем, как, с появлением человеческого общества, на смену биологическим механизмам, регулирующим численность популяций и поддержание экологического равновесия в природе, приходят новые, социальные механизмы, способные поддерживать социальный аналог экологического равновесия – демографическое равновесие и регулировать численность человеческих популяций. По мере того, как историческое развитие расширяет carrying capacity среды, изменяются и эти механизмы, становясь все более совершенными и эффективными. В курсе будут рассмотрены основные особенности возобновления поколений и миграций древнейших донеолитических населений, исторический переворот, связанный с неолитической революцией, особенности воспроизводства населения и миграции в постнеолитических аграрных обществах, включая допромышленную Европу. Особое внимание уделяется современному демографическому переходу, особенностям становления современного типа воспроизводства населения , его характерным чертам, социальным, экономическим, культурным, политическим последствия в разных странах мира.
Цель освоения дисциплины
- • усвоение студентами основных фактов демографической истории человечества;
- • выработка у студентов концептуального видения демографического развития как исторического процесса;
- • освоение современных теоретических представлений об основных закономерностях этого развития на разных этапах истории, формирование их демографического мировоззрения.
Планируемые результаты обучения
- Знает исторические типы воспроизводства и понимает смысл этой категории
- Знает общие закономерности функционирования демографической подсистемы общества и историческую эволюцию этих закономерностей.
- Знает периодизацию демографической истории в контексте мировой истории
- Знает причины и предпосылки демографической модернизации России.
- Может охарактеризовать демографические вызовы, с которыми столкнется Россия в ближайшие десятилетия
- Понимает механизмы регулирования численности популяций в природе.
- Понимает противоречия российской демографической модернизации и ее незавершенность.
- Понимает различие биологических и социальных регуляторов динамики численности населения.
- Умеет интерпретировать основные показатели, характеризующие воспроизводство населения.
- • Знает и понимает теории демографического перехода и второго демографического перехода
- • Знает и понимает теорию миграционного перехода, его детерминанты и последствия
- • Знает историю создания теории демографической революции и понимает ее смысл
- • Знает о причинах нарушения глобального демографического равновесия и о его последствиях.
- • Знает основные источники информации о миграциях в разные эпохи.
- • Знает основные источники информации о рождаемости, а также показатели, характеризующие рождаемость населения, и правильно их интерпретирует.
- • Знает основные источники информации о смертности в разные эпохи, а также показатели, характеризующие смертность населения, и правильно их истолковывает.
- • Имеет представление о прогнозе населения мира.
- • Имеет представление о факторах смертности и причинах смерти. .
- • Имеет представление об исторических типах рождаемости, видах демографического поведения, влияющих на рождаемость.
- • Имеет представления о видах, факторах миграции и ее роли в историческом развитии.
- • Понимает закономерности исторической эволюции рождаемости и брачности, а также тенденции их развития.
- • Понимает перспективы завершения демографического взрыва.
- • Понимает роль миграции как регулятора численности населения
- • Понимает смысл исторической эволюции смертности, исторических типов и исторических моделей смертности. Знает теорию эпидемиологического перехода. Понимает особенности современной российской модели смертности
- • Понимает смысл современного типа воспроизводства населения и его исторические преимущества
- • Понимает трудности, связанные с утверждением этого типа воспроизводства в разных странах
- • Умеет интерпретировать динамику смертности и ее детерминанты в разные исторические периоды
- • Умеет применять теории демографической революции для анализа и прогноза демографической ситуации
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Регулирование численности популяций в природе
- Раздел 2. Воспроизводство населения и его исторические типы
- Раздел 3. История смертности
- Раздел 4. История рождаемости
- Раздел 5. История миграций
- Раздел 6. Демографическая революция и современный тип воспроизводства населения
- Раздел 7. Демография глобализованного мира
- Раздел 8. Демографическая модернизация России
Элементы контроля
- Эссе по демографической истории
- Устный экзаменРезультирующая оценка по дисциплине рассчитывается по следующей формуле: О результирующая (1) = О экзамен (0,4)+О накопленная (0,6) Первая пересдача проводится преподавателем, отвечающим за чтение дисциплины на программе. При выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль и аудиторную работу. Вторая пересдача проводится в присутствии комиссии, включающей не менее трех преподавателей, накопленная оценка за текущий контроль и аудиторную работу не учитываются.
- Работа в аудитории
- Эссе по демографическим теориям
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модульИтоговая оценка складывается из составных частей: "Работа в аудитории" - 20%, "Эссе по демографической теории" - 20%, "Эссе по демографической истории" -20%, "Устный экзамен" - 40%.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Balbo, N., Billari, F. C., & Mills, M. (2012). Fertility in Advanced Societies: A Review of Research: La fécondité dans les sociétés avancées: un examen des recherches. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.58F9D247
- Caldwell, J. (2015). Demographic theory: A long view. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F24F149
- Caldwell, J. C., & Caldwell, B. (2006). Demographic Transition Theory. Dordrecht: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=212870
- Omran, A. R. (2001). The epidemiologic transition. A theory of the Epidemiology of population change. 1971. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F2382A6A
- Ronald Lee. (1987). Population dynamics of humans and other animals. Demography, (4), 443. https://doi.org/10.2307/2061385
- Sergei Zakharov. (2008). Russian Federation: From the first to second demographic transition. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AF318F73
- Terris, M. (1976). The epidemiologic revolution, national health insurance and the role of health departments. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4BAD8455
- Демографическая модернизация России, 1900-2000, Вишневский, А. Г., 2006
- Россия и мир. Новая эпоха : 12 лет, которые могут все изменить, Бордачев, Т. В., 2008
Рекомендуемая дополнительная литература
- Acsádi, G. T. F. (2000). The Population of Europe: A History (Book). Population & Development Review, 26(4), 831–833. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=4125082
- Ansley J. Coale. (1984). The Demographic Transition. The Pakistan Development Review, (4), 531. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.pid.journl.v23y1984i4p531.552
- Coleman, D. (2010). Migration and its consequences in 21st century Europe. Vienna Yearbook of Population Research|Vienna Yearbook of Population Research 2009 2009. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7A270268
- Dirk J. Van De Kaa. (2010). Universal history and population change. Demográfia English Edition, (5), 5. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.nki.journl.v53y2010i5p5.20
- Grigoriev, P., Shkolnikov, V., Andreev, E., Jasilionis, D., Jdanov, D., Meslé, F., & Vallin, J. (2010). Mortality in Belarus, Lithuania, and Russia: Divergence in Recent Trends and Possible Explanations. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.33D4A068
- Murray, C. J. ., & Lopez, A. D. (1996). Evidence-based health policy——lessons from the Global Burden of Disease Study. Science, 274(5288), 740. https://doi.org/10.1126/science.274.5288.740
- Tomáš Sobotka. (2008). Overview Chapter 6: The diverse faces of the Second Demographic Transition in Europe. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6EDF27FC
- United Nations. (2004). World Population to 2300. New York: United Nations Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=125206
- van de Kaa, D. J. (1993). European migration at the end of history. European Review, (01), 87. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.eurrev.v1y1993i01p87.108.00
- Van De Kaa, D. J. (1999). The past of Europe’s demographic future. European Review, (04), 529. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.eurrev.v7y1999i04p529.550.00