• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Научно-исследовательский семинар "Исследование семейной системы"

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Системная семейная психотерапия)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Зеленская Мария Сергеевна, Уланова Анна Юрьевна
Прогр. обучения: Системная семейная психотерапия
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

Учебный курс НИС «Исследование семейной системы» направлен на ознакомление студентов со всеми этапами проведения научного психологического исследования. В рамках семинарских занятий студенты познакомятся с различными типами психологических исследований, узнают способы обработки полученных результатов и получат знания методики составления научного отчета. Занятия позволят магистрантам сформировать понимание принципов исследования семьи, в том числе работ реализующих системный подход в этой области. В ходе учебного процесса студенты подготовят магистерские работы по исследованию семейной системы. Данный курс позволяет овладеть навыками академического письма для подготовки научного текста докладов, статей, презентаций исследования в соответствии с международными требованиями к публикациям.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основные задачи научно-исследовательского семинара. 1 Формирование навыков у студентов проведения научно-исследовательской работы. 2 Подготовка студентами магистерской диссертации. 3 Формирование навыка создания академических текстов, в том числе публикаций тезисов докладов на конференциях и научных статей. 4 Обучение навыкам предъявления результатов научной работы сообществу, в том числе созданию презентаций и выступлению с докладами на конференциях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет знаниями о специфике исследования семей с хронически больным ребенком. Имеет представление о базовых этических принципах работы психолога-исследователя с данным типом респондентов.
  • Владеет знаниями о специфике исследования семей, один из членов которой страдает от аддиктивного расстройства. Имеет представление о базовых этических принципах работы психолога-исследователя с данным типом респондентов.
  • Владеет методами математико-статистического анализа данных, умеет адекватно подбирать статистические методы в соответствии с задачами исследования и характеристиками данных.
  • Владеет навыками научного библиографического поиска. Умеет анализировать и обобщать научную литературу, делать самостоятельные выводы, определять научные проблемы
  • Владеет навыками проведения психологического исследования, сбора данных и статистической обработки.
  • Имеет представление об основных принципах организации психологического исследования
  • Понимает способы внедрения результатов научных исследований в психотерапевтическую практику. Умеет разрабатывать практические рекомендации на основе результатов собственных исследований.
  • Создание, обоснование и обсуждение программы исследования на основе пилотажного исследования первого года обучения. Работа ведется в мини-группах по трекам научно-исследовательского семинара.
  • Умеет подготовить проект презентации проведенного научного исследования с использованием мультимедийных средств, текст доклада презентации
  • Умеет представлять полученные результаты исследования в различных форматах - научные тезисы, доклады на научных конференциях, статьи, презентации в научно-популярном формате.
  • Умеет самостоятельно описывать, анализировать и интерпретировать данные эмпирического исследования, формулировать выводы исследования на достаточно высоком уровне обобщения.
  • Умеет самостоятельно определять цели и задачи научного исследования, разрабатывать концептуальный аппарат исследования, программу исследования.
  • Умеет самостоятельно подбирать психодиагностические методики в соответствии с целью и задачами исследования. Умеет самостоятельно выполнять психодиагностику, владеет психодиагностическими методиками, умеет анализировать и интерпретировать эмпирические данные на уровне отдельных респондентов.
  • Умеет самостоятельно подготовить литературный обзор по теме исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в научное исследование семейной системы.
  • Методологические основы изучения семейных систем. Системная методология в научном исследовании семьи.
  • Выбор и обоснование темы исследования, планирование научного исследования и индивидуальной научной деятельности. Цели и задачи психологического исследования.
  • Обзор литературных источников по теме исследования и их анализ в контексте теоретических положений системной семейной психотерапии.
  • Основные методы исследования семьи. Разработка, адаптация и стандартизация методических средств изучения семейной системы.
  • Разработка и обсуждение программы исследования
  • Особенности семейной системы с хронически больным ребенком.
  • Сбор эмпирических данных, их обработка, обобщение и интерпретация.
  • Особенности семейной системы у лиц с аддиктивными расстройствами.
  • Качественные и количественные методы обработки эмпирических данных.
  • Подготовка научных публикаций и презентация полученных результатов в формате докладов на научных конференциях
  • Практическая значимость результатов научного исследования
  • Презентации проектов исследований студентов.
  • Презентации студентами информационных отчетов о результатах магистерских исследований.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен в форме презентации результатов эмпирического исследования
  • неблокирующий Письменная самостоятельная работа.
  • блокирует часть оценки/расчета Экзамен в форме презентации результатов проведенного исследования
    Промежуточная оценка за 1 год обучения может быть повышена: +1 балл за публикацию тезисов на конференцию, +2 балла – за участие в конференции, +3 балла за публикацию статьи, что является стимулирующим компонентом для студентов к участию в научной деятельности.
  • неблокирующий Аудиторная работа.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    Опромежут1 = 0,6*Оауд + 0,1*Осам.работа1+ 0,3 *О Экз
  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    Опромежут2 = 0,6*Оауд + 0,4*Оэкзам
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • SPSS 19: профессиональный статистический анализ данных, Наследов, А., 2011
  • Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие для вузов, Наследов, А. Д., 2007
  • Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие, Наследов, А. Д., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Методологические основы психологии : учебник для бакалавров, Корнилова, Т. В., 2012
  • Психологическое исследование : метод. рекомендации по проведению, Куликов, Л. В., 2001

Авторы

  • Зеленская Мария Сергеевна
  • Коган-Лернер Лина Борисовна
  • Будинайте Гражина Леонардовна