• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Современная философия, психология и социология немецкоязычных стран

Статус: Курс обязательный (Germanica: история и современность)
Направление: 41.04.01. Зарубежное регионоведение
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Лызлов Алексей Васильевич, Резвых Петр Владиславович, Филиппов Александр Фридрихович
Прогр. обучения: Germanica: история и современность
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 92

Программа дисциплины

Аннотация

Лекционно-семинарский курс имеет своей целью познакомить студентов с главными идеями и основными направлениями и школами в немецкоязычной философии, психологии и социологии ХХ века. В лекциях раскрывается исторический контекст развития немецкой этих дисциплин, дается характеристика важнейших школ и направлений, а также рассматривается трансформация понятийного языка и проблематики этих направлений в течение ХХ века. Особое внимание уделяется анализу влияния немецкоязычной философии, психологии и социологии на различные области культуры (литература и искусство, политика, естественные и гуманитарные науки и др.). На семинарах студенты изучают ключевые тексты, представляющие базовые идеи рассматриваемых направлений и школ, а также исследовательскую литературу по теме курса. Курс состоит из трех разделов, посвященных каждой их перечисленных дисциплин. В разделе 1 освещаются важнейшие школы и направления немецкоязычной философии первой половины XX в. (неокантианство, феноменология, герменевтика, неомарксизм, логический позитивизм, философия жизни, экзистенциальная философия, философская антропология, философия техники) и их эволюция в период после Второй мировой войны. Изложение сосредоточено на ключевых и наиболее влиятельных немецкоязычных философских текстах, оказавших значительное воздействие на язык и проблематику современной европейской философии в целом. Раздел 2 имеет своей целью познакомить студентов с основными направлениями и школами в немецкой психологии ХХ века. В лекциях раскрываются исторический контекст развития немецкой психологии и её концептуальные основы, что даёт возможность слушателям, не имеющим специальной подготовки, составить себе представление о том, как развивалась и какие задачи решала немецкая психология ΧΧ века. В начале раздела даётся характеристика трёх основных направлений в немецкой психологии, оформившихся к началу ХХ века: естественно-научно ориентированной психологии сознания (школа В. Вундта и др.), гуманитарно-ориентированной психологии (В. Дильтей) и практической психологии (психоанализ). Раскрываются исторические предпосылки указанных направлений, место каждого из них в современном им социальном контексте; даётся характеристика их создателей и основных представителей. Затем прослеживается история их развития в ХХ веке. Специальное внимание уделяется взаимодействию психологии с философией, характер которого заметно отличается в разных школах немецкой психологии и у разных представителей каждой из них. При анализе такого взаимодействия раскрываются как философские предпосылки различных психологических концепций, так и влияние психологии на постановку философских проблем. Раздел 3 предлагает очень сжатый очерк немецкой социологии, сфокусированный, прежде всего, на изучении классики, а также нескольких выдающихся авторов послевоенной эпохи. Несмотря на то, что социология в Германии, как и во всем мире, все больше занята прикладными, эмпирическими исследованиями, мы ограничимся преимущественно социологической теорией. Для изучения предлагаются труды Фердинанда Тённиса, Георга Зиммеля, Макса Вебера, Юргена Хабермаса, Никласа Лумана. Курс начинается с обзорной лекции и продолжается комбинированными (лекция и семинар) занятиями. На лекциях слушатели получат общие сведения о биографии и научной карьере нескольких из упомянутых авторов, его основных трудах и вкладе в науку, а также главных понятиях его версии социологии. На семинарах предусмотрено чтение и интерпретация фрагментов оригинальных текстов.