Магистратура
2022/2023
Проектный семинар "Социология научных коммуникаций"
Статус:
Курс обязательный (Комплексный социальный анализ)
Направление:
39.04.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Кожанов Андрей Александрович
Прогр. обучения:
Комплексный социальный анализ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Science Communication – самостоятельная научная дисциплина, выделившаяся из социологии науки в конце XX века. Научная коммуникация – это двусторонний процесс взаимодействия социального института науки и других агентов общества (институтов или социальных общностей) с целью трансфера научного знания как специфической системы идей и социальной роли ученого как паттерна рационального поведения. Изучение научной коммуникации способствует формированию профессиональной научной культуры, рефлексивному пониманию целей и задач взаимоотношений между наукой и обществом, навыкам проектирования и осуществления успешной научной коммуникации. В теории научной коммуникации под научной коммуникацией в одном смысле понимаются отношения между учеными и научными коллективами в процессе совместной научной работы, как непосредственное взаимодействие в лаборатории, так и сети «невидимых» взаимодействий через взаимные цитирования или терминологические заимствования. В другом смысле, научной коммуникацией называют взаимодействие науки и публики, внешний интерфейс института науки. В программе курса рассматриваются оба эти значения. Результатом освоения курса будет владение теорией и практикой проектирования успешной научной коммуникации (НК): · способность идентифицировать миссию и цели НК; · способность идентифицировать модель и идеологию НК; · способность идентифицировать бенефециария НК; · способность выбрать способ измерения результативности НК – как процесса и как результата; · способность оценить риски и социальные последствия НК («белый шум»); · принятие этических ограничений; · знание лучших практик и форматов НК.
Цель освоения дисциплины
- Курс формирует у слушателей знания, навыки и умения по проектированию и критической оценке моделей научной коммуникации, способов и форматов популяризации науки.
Планируемые результаты обучения
- Владеть методиками оценки эффективности научной коммуникации.
- Выделять модели научной коммуникации и уметь критически их оценивать
- Знать основные форматы научной коммуникации и условия их адекватного применения
- Понимание социальных механизмов организации академической профессии.
- Уметь анализировать феномен "популярной науки" как общественный социальный проект.
- Уметь выделять экспертное знание и способы его коммуникации.
- Уметь идентифицировать научную коммуникацию как намеренное действие.
Содержание учебной дисциплины
- О предмете социологии научных коммуникаций
- Модели научной коммуникации: наука и публика
- Формы и форматы научной коммуникации.
- Методы измерения и оценки эффективности научной коммуникации.
- «Popular Science»: научная коммуникация в состоянии post-truth.
- Социология экспертизы и социальной роли эксперта.
- Внутринаучная коммуникация и социальная структура науки.
Элементы контроля
- Проект (аналитический текст)Проект выполняется в группе 2-3 человека
- Презентация проекта командойВыступление не более 10 минут на проект
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.4 * Презентация проекта командой + 0.6 * Проект (аналитический текст)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2009
- Социальная теория и социальная структура, Мертон, Р., 2006
Рекомендуемая дополнительная литература
- Hackett, E. J., & Society for Social Studies of Science. (2008). The Handbook of Science and Technology Studies (Vol. Third edition). Cambridge, Mass: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=208209