• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Научно-исследовательский семинар "История позднеантичной литературы"

Статус: Курс обязательный (Античность)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 50

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Проблемы изучения позднеантичной прозы. Часть 1. “Греческий роман”» входит в состав обязательных дисциплин вариативной части учебного плана подготовки бакалавров по направлению «Филология», академический бакалавриат программа «Классическая филология». Курс реализуется в Институте классического Востока и античности Кафедрой классической филологии. Курс является первой частью программы по сравнительному изучению сюжетной прозы эллинистической эпохи (части 2 и 3 предлагаются, соответственно, магистрантам и аспирантам ). Дисциплина посвящена изучению важнейших прозаических памятников античной литературы позднего периода. В рамках курса освещаются основные вопросы, связанные с изучением генезиса и развития непоэтических литературных форм, композиционные и жанровые особенности художественной прозы античности. Курс дополняет программу для филологов Института классического Востока и античности (ИКВИА), однако, будучи междисциплинарным, может быть предложен и другим специальностям. Исследуемые тексты находятся вне круга тех, что обычно изучаются в учебных заведениях в России. Курс имеет компаративистский характер и входит в более широкий круг занятий по сравнительному литературоведению (Comparative Literature), имея общей целью сближение стандартов европейского и российского образования. Для бакалавров курсов курс является пропедевтическим, так как на материале конкретного памятника они сталкиваются со многими проблемами исторических, историко-литературных и теоретических дисциплин. Предмет курса — прозаические произведения поздней античности. демонстрируют включение античной традиции в европейский (и шире — в мировой) литературный процесс. Материалом служит прозаический текст романного типа (по выбору преподавателя), который изучается в сравнительной перспективе (тексты для такого сравнения предполагается проработать в двух последующих частях курса — см. соответствующие программы). Для данной программы выбран любовный роман Харитона «Херей и Каллироя» (1-2 в. н. э.). Роман Харитона интересен как образец художественного вымысла, который имитирует историографию. Поэтому он может служить «двуслойным» историческим источником: он сообщает сознательно о времени действия романа, а бессознательно - о своем собственном. Для филологов и историков литературы центральными при изучении романа Харитона становятся проблемы возникновения художественного вымысла.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • дать представление учащимся о проблемах общетеоретического характера, связанных с изучением литературных жанров
  • показать, как они связаны непосредственно с изучением античной литературы
  • познакомить учащихся на примере конкретных текстов, с развитием сюжетной прозы
  • развить навык работы с критическим аппаратом и научным комментированием
  • совершенствование у учащихся знаний древнегреческого и латинского языков
  • знакомство учащихся с актуальной научной литературой, посвященной вопросам своеобразия и жанрового разнообразия сюжетной прозы
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть навыком реферирования научной литературы
  • владеть основами текстологического анализа и прочтения критического аппарата текста;
  • владеть основными методами классической филологии и исторической поэтики, применяемыми к анализу позднеантичных прозаических форм.
  • знать жанровые особенности прозаических произведений эллинистического периода;
  • знать основные издания текстов и необходимую литературу по вопросу;
  • знать стилистические и языковые особенности прозы эллинистической эпохи;
  • уметь обращать внимание на разночтения и грамотно обращаться с критическим аппаратом
  • уметь при чтении текста составлять грамматический и реальный комментарий;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в предмет и метод курса Проблемы изучения греческого романа (ч. 1).
  • Тема 2: Проблемы изучения греческого романа (ч. 2).
  • Тема 3: Комментарий как предмет и метод.
  • Тема 4: Культурный, религиозный и литературный контексты романа. Проблема читателя греческого романа.
  • Тема 5: Происхождение романа и контекст его бытования.
  • Тема 6: Роман и христианский мир.
  • Тема 7. Роман как исторический источник. Историография, мифография и роман (ч. 1).
  • Тема 8. Роман как исторический источник. Историография, мифография и роман (ч. 2).
  • Тема 9: Жанр романа и проблема литературного вымысла. Любовные романы и герменевтическое задание (ч. 1)
  • Тема 10: Жанр романа и проблема литературного вымысла. Любовные романы и герменевтическое задание (ч. 2)
  • Тема 11: Жанр романа и проблема литературного вымысла. (ч. 3). Жанр жанров и вымысел.
  • Тема 12: Жанр романа и проблема литературного вымысла. (ч. 4) «Роман» с романом, или история восприятия и изучения романа в России и странах Запада.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
  • блокирующий Мини-лекция для сокурсников
    Мини-лекция по одному из произведений с обсуждением на коллоквиуме
  • блокирующий Задание к семинару по своей мини-лекции
  • блокирующий Участие в семинарах
    Участие в дискуссии на не менее чем 7ми семинарах.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    Оценивается эссе
  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.35 * Участие в семинарах + 0 * Работа на семинарах + 0.25 * Задание к семинару по своей мини-лекции + 0.4 * Мини-лекция для сокурсников
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ascough, R. S. (1996). Narrative technique and generic designation: Crowd scenes in Luke-Acts and in Chariton. Catholic Biblical Quarterly, 58(1), 69. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=9606206769
  • Доровских, Л. В. Древнегреческий язык : учебное пособие / Л. В. Доровских. — 6-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2017. — 134 с. — ISBN 978-5-9765-1049-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100013 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A Greek-English lexicon. (1883). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1C7FCD06
  • Collart Paul. (1939). 27. Charitosis Aphrodisiensis de Chaerea et Callirhoe amatoriaram narrationum libri octo., 1938. Revue Des Études Grecques, (244), 233. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.reg.0035.2039.1939.num.52.244.8241.t1.0233.0000.2
  • Древнегреческий язык. Ч.1: ., , 2004
  • Древнегреческий язык. Ч.2: ., , 2004
  • Древнегреческий язык. Ч.3: ., , 2004

Авторы

  • Хомченкова Варвара Валентиновна
  • Мостовая Вера Геннадиевна
  • Брагинская Нина Владимировна