• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Гендер и публичное управление

Направление: 38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Сегодня во многих странах мира происходит феминизации публичного управления – т.е. значительная представленность женщин в органах публичной власти, на всех уровнях управления: муниципальном, региональном, федеральном. В то же время по статистике количество женщин на уровне принятия решений остается невысоким, сохраняется «гендерная пирамида» как в России, так и во многих других странах. Мы обсудим причины сегрегации женщин в органах власти, а также таких явлений как "стеклянный потолок", "стеклянные стены" и др., выясним, почему министерства делятся на "мужские" и "женские", узнаем, какие меры позволяют соблюдать гендерный баланс в управлении. В курсе будет уделено внимание истории политического представительства женщин, а также участию женщин в современном политическом процессе, гендерным аспектам международных отношений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • идентифицировать основные барьеры для расширения прав и возможностей женщин в публичном управлении и научиться определять такие явления, как: стеклянный потолок, стеклянный утес и стеклянный эскалатор. В итоге будут определены меры по предотвращению воспроизводства гендерной пирамиды в органах власти.
  • получить представление о современной теории и ее историческом контексте, волнах феминизма, а также и проблемах постфеминизма в контексте публичного управления.
  • изучить основные принципы гендерной экспертизы правовых документов и государственного управления, а также способы формирования гендерно-чувствительной государственной политики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Иметь навыки (приобрести опыт): в использовании знания об основных проблемах функционирования организаций для анализа реальных организаций публичного сектора.
  • Уметь: оценивать границы использования различных организационных структур в рамках публичного управления.
  • Уметь: оценивать объяснительные возможности различных моделей при анализе ситуаций в реальных организациях; обосновывать на базе существующих моделей организации границы применения той или иной технологии совершенствования организационных процессов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Гендер в публичном управлении
  • Женщины и мужчины на госслужбе
  • Индивидуальный и структурный уровень гендерного аспекта в политическом представительстве
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в дискуссиях
    0.2
  • неблокирующий Устная презентация
    Важно помнить, что презентация – это демонстрация результатов вашей индивидуальной или совместной ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ работы. Примеры тем для устного выступления: 1) достижение ЦУР5 (ООН) - обеспечения гендерного равенства и расширения прав и возможностей всех женщин и девочек - в РФ 2) Гендерная дискриминация на рабочем месте органах публичной власти 3) Разработка программ и политик по внедрению гендерного равенства
  • неблокирующий Исследовательское эссе
    Эссе - индивидуальная письменная работа, основанная на работе с академическими источниками и данными из открытых источников/собранных в исследовательских целях (поле). Оценивается исследовательская составляющая, в том числе интерпретация полученных результатов. Примеры тематических направлений: 1. Особенности социально-профессионального положения женщин на государственной гражданской/муниципальной службе: общие тенденции и региональная специфика 2. Распределение «женских» и «мужских» должностей государственной гражданской/муниципальной службы (гендерная структура должностей государственной гражданской/муниципальной службы). 3. Гендерная экспертиза кадровой политики органов государственной власти 4. Механизмы гендерной сегрегации на государственной гражданской/муниципальной службе, отечественная и зарубежная практика. 5. Анализ государственных программ по защите прав женщин в международной практике 6. Карьерные стратегии женщин на государственной гражданской и муниципальной службе 7. Проблемы гендера в дискурсах публичной власти. 8. Гендерная политика в органах государственной власти. 9. Гендерная асимметрия на государственной гражданской/муниципальной службе. 10. Гендерная дискриминация и отношение к явлению сексуальных домогательств на рабочем месте в государственная власть
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.2 * Участие в дискуссиях + 0.4 * Исследовательское эссе + 0.4 * Устная презентация
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Государственное управление в России и зарубежных странах: административно-правовые аспекты: Монография / Попов Л.Л., Мигачева Е.В., Тихомиров С.В.; Под ред. Попова Л.Л. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 320 с.: 84x108 1/32 ISBN 978-5-91768-289-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/317711

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гендерные проблемы и развитие. Стимулирование развития через гендерное равенство в правах, в доступности ресурсов и возможности выражать свои интересы / под ред. Н. Заборина и др.; пер. с англ.: Л.Н. Волкова, Н.А.Кудашевой, О.Б.Осколковой.- М.: Весь Мир, 2005. - 408 с.: ISBN 5-7777-0153-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1012919

Авторы

  • Уткина Валерия Владимировна