Бакалавриат
2022/2023





Онтолингвистика
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Воейкова Мария Дмитриевна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
42
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках курса "Онтолинвистика" студенты знакомятся с основными этапами изучения детской речи в России и за ее пределами, узнают о периодизации языкового развития ребенка, получают представление об источниках данных по речевому онтогенезу. Предметом внимания становится ряд теоретических положений различных психолингвистических направлений, позволяющих обобщить и интерпретировать уже имеющиеся наблюдения. Для сравнения студенты знакомятся с данные речи взрослых, обращенной к ребенку, относящиеся к специальному речевому регистру общения с детьми (РОД). Курс построен преимущественно на основе данных русского языка, однако в нем приводятся примеры из других, морфологически богатых языков.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление студентов с теоретическими моделями усвоения первого языка, с когнитивными и коммуникативными предпосылками и этапами построения ребенком собственной языковой системы, с особенностями нормального языкового развития и отклонениями от нормы в речи русскоязычного ребенка.
- Ознакомление студентов с теоретическими моделями усвоения первого языка, с когнитивными и коммуникативными предпосылками и этапами построения ребенком собственной языковой системы, с особенностями нормального языкового развития и отклонениями от нормы в речи русскоязычного ребенка.
Планируемые результаты обучения
- Знакомство с основной литературой по теме, понимание различий в теоретических подходах, знание авторства методик и теоретических положений
- Знание существующих в настоящее время опросников, адаптированных к русскому материалу, знакомство с системой CHILDES, представление о методике экспериментальной элицитации речи
- Комментирование случаев естественного билингвизма, анализ отставаний у естественных билингвов
- Определение общей стратегии усвоения языка ребенком по данным спонтанной речи
- Понимание особенностей доречевого этапа в развитии ребенка, умение анализа протознаков и различение вокализаций
- Умение анализировать звуковую сторону речи ребенка, определение дефектов речи,
- Анализ инпута и составление рекомендаций матери по контролю речи, обращенной к ребенку
- Понимание последовательности освоения морфологических категорий, особенностей употребления ребенком местоимений и местоименных наречий.
- Понимание современных методик определения уровня развития языковой способности у детей.
- Способность отличить первые слова от вокализаций, знание фонетических особенностей начального лексикона
Содержание учебной дисциплины
- История изучения и современное состояние науки о детской речи.
- Источники данных детской речи, их сравнительная характеристика.
- Общая периодизация речевого развития ребенка. Современные методики определения уровня развития языковой способности.
- Дословесный (доречевой этап) коммуникативной деятельности ребенка.
- Особенности овладения звуковой системой русского языка.
- Первые слова ребенка и формирование лексикона
- Ранний этап овладения языком («преморфология» и «протоморфология»).
- Индивидуальные, групповые и общие особенности усвоения первого языка
- Речь, обращенная к ребенку (инпут, язык нянь)
- Одноязычие и двуязычие.
Элементы контроля
- Аудиторная работаАудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий
- Блиц
- Контрольная работаВыпишите и расклассифицируйте речевые особенности данного информанта. Сделайте предположительный вывод о его возрасте (уровне речевого развития).+, особенностях его стратегии и возможных путях исправления замеченных ошибок.
- Устный экзаменЭкзамен проводится в аудитории устно по билетам. Студенту требуется ответить на 3 вопроса (в билете). Вопросы составлены на основе пройденного материала, студент имеет возможность подготовиться к экзамену, источниками на экзамене пользоваться не разрешается.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 3 модуль0.2 * Контрольная работа + 0.3 * Аудиторная работа + 0.2 * Блиц + 0.3 * Устный экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Гридина, Т. А. Онтолингвистика. Язык в зеркале детской речи : учебное пособие / Т. А. Гридина. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 151 с. — ISBN 978-5-89349-553-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115843 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С.Н. Цейтлин. — Москва : Издательство ВЛАДОС, 2017. — 240 с. (Серия: «Учебник для вузов»). – ISBN 978-5-9500675-3-2. – Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1046489 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1046489
Рекомендуемая дополнительная литература
- Tomasello M, K. Abbot-smith, Stefan Th. Gries, Anatol Stefanowitsch, & Corpora Cognitive. (n.d.). 2003 Constructing a Language: A Usage-based Theory of Language Acquisition. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5E1CE8C5
- Цейтлин, С. (2010). Детская речь. Ребенок осваивает фразеологизмы. Universum: Вестник Герценовского Университета, (11). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.5635850