• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

История стран Ближнего Востока

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 78

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на усвоение студентами комплекса знаний по истории Ближнего Востока и овладение навыками исторического анализа. Студенты познакомятся с периодизацией истории Ближнего Востока, характерными чертами и этапами развития обществ и государств, особенностями социокультурного развития региона. История Ближнего Востока будет изучаться как целостный процесс, включающий в себя цепь взаимосвязанных и взаимозависимых событий, факторов внутреннего развития и внешних влияний. Дисциплина «История стран Ближнего Востока» изучается в 4 модуле на 1 курсе, в 1, 2, 3 и 4 модулях на 2 курсе, в 1 и 2 модуле на 3 курсе. Лекции могут проводиться как в онлайн, так и в офлайн формате. Формат проведения каждой конкретной лекции будет указан в расписании.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Усвоение студентами комплекса знаний по истории стран Ближнего Востока в III-X вв.; овладение навыками анализа социальных, экономических, политических, религиозных исторических процессов стран Ближнего Востока.
  • Освоение студентами комплекса знаний по истории стран Ближнего Востока (от средневековья до эпохи новой и новейшей истории).
  • Овладение навыками анализа социальных, экономических, политических, религиозных исторических процессов стран Ближнего Востока.
  • Ознакомление с основными этапами и закономерностями исторического развития, а также социально значимыми проблемами в странах Ближнего Востока, обусловленными спецификой исторического развития региона.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные этапы, закономерности и ключевые события истории изучаемого региона в указанный период.
  • Понимает место и роль отдельных стран Ближнего Востока в региональном и мировом историческом процессе.
  • Применяет современные научные взгляды на исторический процесс; способен проводить исторические сопоставления, выявлять причинно-следственную связь между событиями, происходившими в государствах и обществах Ближнего Востока в Средние века и явлениями всемирной истории.
  • Владеет приемами и методами научного анализа и критики основных комплексов исторических источников по истории арабских стран в изучаемый период.
  • Демонстрирует умение самостоятельно провести анализ проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, сделать обобщающие выводы.
  • Знает важнейшие историографические проблемы истории Ближнего Востока.
  • Умеет излагать письменно и устно знания по курсу и собственное мнение по его основным проблемам.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Ближний Восток на рубеже Древности и Средневековья (III-VII вв.). (1 курс)
  • Тема 2. Образование халифата (VII в.). (1 курс)
  • Онлайн-курс
  • Тема 1. Омеййадский халифат (VII-VIII вв.)
  • Тема 2. Аббасидский халифат (VIII-XII вв.)
  • Тема 3. Ближний Восток в позднее Средневековье (XII-XV вв.)
  • Тема 4. Османская империя
  • Тема 5. Ближний Восток в Новое время
  • Тема 1. Арабские страны в Новейшее время. (3 курс)
  • Тема 2. Иран и Турция в Новейшее время. (3 курс)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
    Реферат представляет собой изложение содержания одной или нескольких монографий или научных статей по проблематике курса. В реферате студент должен продемонстрировать умение логично и последовательно излагать содержание реферируемых научных работ, выявлять и формулировать главные идеи реферируемого материала, авторские концепции, обобщать изученный материал, академически корректно цитировать чужой текст, составлять библиографическое описание реферируемого материала в соответствии с ГОСТом. Библиографическое описание статьи (статей) или раздела (разделов) монографии по теме курса дается в начале реферата. В обязательном порядке выделяются и снабжаются отдельными заголовками все относительно самостоятельные в смысловом и композиционном отношении фрагменты реферируемого текста; на каждый такой фрагмент дается ссылка с указанием страниц оригинала.
  • неблокирующий Доклад на семинаре
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
  • неблокирующий Работа на семинаре
    Оценка за работу на семинаре проставляется на основе ответов студентов на вопросы преподавателя и коротких выступлений на заданные темы. Опрос студентов по теме семинара может проходить как в устной, так и в письменной форме. В формулу оценки текущей успеваемости студента выставляется среднее арифметическое всех оценок за работу на семинаре, умноженное на 2.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в форме теста в ЛМС. Тест состоит из 10 вопросов по всем темам 4 модуля. Вопросы теста носят открытый характер и требуют развернутого ответа. Продолжительность теста – 20 минут. Оценка за экзамен рассчитывается как сумма баллов, полученных за ответы на все вопросы теста, разделенная на 2. Округление - арифметическое.
  • неблокирующий Доклады на семинаре
    Студент готовит два доклада: первый в первом или втором модуле (по темам 1, 2, 3, 4), второй – в третьем или четвертом модуле (по теме 4). Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
  • неблокирующий Работа на семинаре
    Подготовка к семинарам представляет подробное знакомство с обязательной литературой к семинару, указанной в программе или присылаемой преподавателем отдельно после проведения лекции, а по теме 4 – с материалами онлайн-курса. Опрос студентов по теме семинара может проходить как в устной, так и в письменной форме. Если опрос проходит в форме теста, преподаватель заранее сообщает студентам о том, какое количество вопросов будет содержать тест, а также количество баллов, которое будет выставляться за каждый правильный ответ.
  • блокирующий Экзамен
    Первый экзамен студенты сдают по окончании второго модуля по материалам тем 1, 2, 3. Второй экзамен студенты сдают по окончании четвертого модуля по материалам темы 4. Экзамен может проходить как форме теста, так и в форме письменной контрольной работы. О форме проведения экзамена преподаватель сообщает не позднее, чем за две недели до сессии. В случае, если экзамен проводится в форме теста, преподаватель сообщает количество и формат вопросов, а также время, которое выделяется для ответов на вопросы, и количество баллов за каждый правильный ответ. Если экзамен проводится в форме теста: тест состоит из 20 вопросов открытого типа, предполагающих не только знание фактического материала, но и понимание причин, следствий, взаимосвязи исторических событий, их роли и значения и т.п. На выполнение теста дается 60 минут. Оценка за экзамен равна сумме баллов за все ответы, разделенной на два и затем округленной арифметически. В случае, если экзамен проводится в форме письменной контрольной работы, на ее выполнение выделяется 1 час 30 минут. Задание, предлагаемое на письменной контрольной работе, состоит из одного вопроса, за развернутый ответ на который выставляется максимальная оценка 5 баллов, и 5 вопросов в форме теста, за ответы на которые также выставляется максимальная оценка 5 баллов (1 правильный ответ – 1 балл). Оценка за экзамен выводится простым сложением оценки за первую часть (развернутый ответ на один вопрос) и оценки за вторую часть (5 вопросов в форме теста). На экзамене в 4 модуле (Оэкз2) экзаменационные вопросы требуют знания материалов «The Emergence of the Modern Middle East - Part 1» реализуемый на платформе Coursera https://www.coursera.org/learn/modern-middle-east-1 Разработчик курса – Tel Aviv University. Оценка, полученная обучающимся за освоение онлайн-курса, вычисляется по формуле Оonl = 0,5* Оэкз2.
  • неблокирующий Доклад на семинаре
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке. Продолжительность доклада – не более 20 минут. Преподаватель может установить продолжительность доклада и его обсуждения для каждого семинара в отдельности или для всех семинаров единообразно, сообщив об этом студентам не позднее, чем за 5 дней до предстоящего семинара.
  • неблокирующий Реферат
    Реферат представляет собой изложение содержания одной или нескольких монографий или научных статей по проблематике курса. В реферате студент должен продемонстрировать умение логично и последовательно излагать содержание реферируемых научных работ, выявлять и формулировать главные идеи реферируемого материала, авторские концепции, обобщать изученный материал, академически корректно цитировать чужой текст, составлять библиографическое описание реферируемого материала в соответствии с ГОСТом. Библиографическое описание статьи (статей) или раздела (разделов) монографии по теме курса дается в начале реферата. В обязательном порядке выделяются и снабжаются отдельными заголовками все относительно самостоятельные в смысловом и композиционном отношении фрагменты реферируемого текста; на каждый такой фрагмент дается ссылка с указанием страниц оригинала. Объем реферата 6000 - 8000 зн. Реферат сдается строго до установленной преподавателем даты. После установленной даты работы не принимаются. Пересдача реферата не предусмотрена.
  • неблокирующий Работа на семинаре
    Оценка за работу на семинаре проставляется на основе ответов студентов на вопросы преподавателя и коротких выступлений на заданные темы. Опрос студентов по теме семинара может проходить как в устной, так и в письменной форме. Подготовка к семинарам представляет подробное знакомство с обязательной литературой к семинару, указанной в программе или присылаемой преподавателем отдельно после проведения лекции.
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в форме теста по окончании 2 модуля. До начала сессии преподаватель сообщает количество и формат вопросов, а также время, которое выделяется для ответов на вопросы, и количество баллов за каждый правильный ответ, например: Тест состоит из 20 вопросов открытого типа, предполагающих не только знание фактического материала, но и понимание причин, следствий, взаимосвязи исторических событий, их роли и значения и т.п. На выполнение теста дается 60 минут. За каждый полностью правильный ответ – 1 балл. За ответ правильный, но не полный, или за частично правильный ответ с незначительными неточностями и несущественными ошибками – 0,5 балла. В случае отсутствия ответа, а также за ответ, который содержит существенные ошибки – 0 баллов. Оценка за экзамен равна сумме баллов за все ответы, разделенной на два и затем округленной арифметически. Оценка за экзамен является блокирующей. В случае получения неудовлетворительной оценки за экзамен, оценка за промежуточную аттестацию во втором модуле, а также окончательная оценка по дисциплине (итоговый контроль) считается неудовлетворительной и приравнивается к оценке за экзамен.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    0.3 * Работа на семинаре + 0.2 * Доклад на семинаре + 0.3 * Экзамен + 0.2 * Реферат
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.3 * Доклады на семинаре + 0.4 * Экзамен + 0.3 * Работа на семинаре
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.4 * Экзамен + 0.3 * Работа на семинаре + 0.3 * Доклады на семинаре
  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.2 * Доклад на семинаре + 0.3 * Работа на семинаре + 0.2 * Реферат + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Fisher, G. (2015). Arabs and Empires Before Islam. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1081348

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Abrahamian, E. (2008). A History of Modern Iran. Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=234374
  • Esler, P. F. (2017). Babatha’s Orchard : The Yadin Papyri and an Ancient Jewish Family Tale Retold. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1470198
  • Sadr, S. K. (2016). The Economic System of the Early Islamic Period : Institutions and Policies. [New York]: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1236425
  • St John, R. B. (2017). Tribes and states in a changing Middle East. International Affairs, 93(1), 226–227. https://doi.org/10.1093/ia/iiw023
  • История Востока с древнейших времен до начала XX века : Учебное пособие, Алаев, Л.Б., 2014

Авторы

  • Илюшина Милана Юрьевна