Бакалавриат
2022/2023





Научно-исследовательский семинар "Проблематика современности: литература, культура, теория"
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
4-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Пахомова Александра Сергеевна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
44
Программа дисциплины
Аннотация
Цель курса — помочь студентам ориентироваться в проблематике современного гуманитарного знания и развить понимание культуры модерности. Анализ выбранных исторических периодов и характеризующих их текстов (охватывающих преимущественно ХХ век) призван сформировать понимание путей развития современного гуманитарного и социологического знания, показать истоки некоторых методов, теорий и предпосылок, а также возможность их применения. Курс предполагает интердисциплинарный подход: наряду с филологическим инструментарием студенты познакомятся с понятиями из методологического аппарата социальной теории, культурной антропологии, семиотики. Курс сосредоточен на проблеме гуманитарного знания и вопросах, с которыми ученый-филолог непосредственно сталкивается в своей работе. Предполагается, что в ходе курса поставленные теоретические вопросы студенты будут решать на материале своих дипломных работ.
Цель освоения дисциплины
- овладение методами критического анализа литературного, кинематографического, документального текстов; обогащение методологического инструментария; знакомство и освоение методологии социальных наук.
Планируемые результаты обучения
- анализировать различные тексты, комбинируя методы гуманитарных и социальных наук;
- оперировать инструментарием социальной теории;
- понимает гетерогенность и социальные функции эго-документов
- имеет представление о литературной и социальной репутациях и конструировании идентичности
- имеет представление о разных дискурсивных модусах художественного текста
- ориентируется в русской литературе начала ХХ века, понимает влияние ключевых событий на формирование литературного процесса и становление гуманитарного знания
Содержание учебной дисциплины
- Филология как наука понимания и проблема «понимания»:
- «Жизненный мир» исследователя и объект исследования
- Репутация, социальное лицо, слава в веках
- Текст как действие.
- Художественный текст Vs. действительность
- Литература в поисках современности
- Источник, информация, интерпретация
- Человек и время: мемуары и историческое сознание
- «Память, говори!»:
- Ускользающий объект.
Элементы контроля
- Аудиторная работа
- Финальное эссеТребуемый объем — 8–10 тысяч знаков. Необходимо следование обговоренной теме и привлечение дополнительной литературы (не менее 3 научных работ). Источники подбираются студентом самостоятельно. Приветствуются темы, сформулированные на материале планируемой ВРК студента.
- Устная презентацияпрезентация представляет собой устное выступление по выбранной теме. Презентация не должна превышать 15 минут. Может выполняться в группах по 2-3 человека (в таком случае время выступления может быть увеличено до 30 минут). Приветствуются использование слайдов, раздаточных материалов, аудио- и видеоматериалов.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 3 модуль0.3 * Устная презентация + 0.5 * Финальное эссе + 0.2 * Аудиторная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Филиппов, А., & Вебер, М. (2008). Основные Социологические Понятия. Социологическое Обозрение, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15743624
Рекомендуемая дополнительная литература
- Практический смысл, Бурдье, П., 2001
- Представление себя другим в повседневной жизни, Гофман, И., 2000