Бакалавриат
2022/2023
История стран Восточной и Юго-Восточной Азии
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Востоковедение)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт востоковедения и африканистики
Где читается:
Институт востоковедения и африканистики
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
9
Контактные часы:
152
Программа дисциплины
Аннотация
Данная программа знакомит учащихся с историей и историографической традицией Китая, Японии, Кореи, Индии и стран Юго-Восточной Азии в древности, средневековье, новое и новейшее время, с источниками по истории и культуре этих стран в соответствующие исторические эпохи, дает представление о трактовке исторической наукой ключевых проблем истории государств региона, а также развивает способности использовать знания об истории и культуре стран региона для понимания социально значимых проблем современного мира. В рамках данного курса формами текущего контроля являются: рефераты и доклады на семинарах на одну из предложенных тем, оценки за опросы на семинарах; формы промежуточной аттестации: экзамен.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «История стран Восточной и Юго-Восточной Азии» в соответствии с общими целями основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению по направлению 41.03.03 "Востоковедение и африканистика" являются освоение обучающимися базовых фактических и теоретических знаний, необходимых для дальнейшего всестороннего изучения выбранного региона. Дисциплина способствует формированию универсальных и профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику успешно реализовать себя в научной и практической сферах деятельности, способствующих его социальной мобильности и востребованности на рынке труда.
Планируемые результаты обучения
- Знает основные этапы и закономерности исторического развития, а также социально значимые проблемы в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, обусловленные спецификой исторического развития региона; учитывает в исследовательской и практической деятельности, для укрепления дипломатических и межгосударственных взаимоотношений со странами Азии и Тихоокеанского региона культурно-историческую специфику, характерную для стран изучаемого региона.
- Обладает способностью приобретать новые знания и умения, планировать собственную научно-исследовательскую работу, анализировать и сопоставлять информацию из различных источников, составлять обзоры и презентации, представлять результаты собственных и групповых исследований, владеть современной научной исторической терминологией, выявлять научную сущность проблем, связанных с историческим развитием изучаемого региона.
- Применяет современные научные взгляды на исторический процесс; использует в профессиональной деятельности основные положения и методы гуманитарных наук, а также знание и понимание роли традиционных и современных социально-политических и экономических факторов в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.
- Умеет эффективно использовать различные источники информации, понимать, излагать информацию о странах и народах Востока, работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; стремится к совершенствованию знаний об историческом развитии Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, к самоорганизации и самообразованию, профессиональному и личностному развитию.
- Стремится к совершенствованию информационной и библиографической культуры, анализировать и учитывать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности, обладать способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов.
- Умеет работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры.
Содержание учебной дисциплины
- 1 курс. Раздел I. История Китая.
- 1 курс. Раздел II. История Юго-Восточной Азии.
- 2 курс. Онлайн курс.
- 2 курс. Раздел I. История Китая.
- 2 курс. Раздел II. История Юго-Восточной Азии.
- 2 курс. Раздел III. История Японии.
- 2 курс. Раздел IV. История Индии в средневековье и новое время.
- 3 курс. Раздел I. История Кореи.
- 3 курс. Раздел II. История Индии в новое и новейшее время
Элементы контроля
- РефератРеферат представляет собой изложение содержания одной или нескольких монографий или научных статей по проблематике курса. В реферате студент должен продемонстрировать умение логично и последовательно излагать содержание реферируемых научных работ, выявлять и формулировать главные идеи реферируемого материала, авторские концепции, обобщать изученный материал, академически корректно цитировать чужой текст, составлять библиографическое описание реферируемого материала в соответствии с ГОСТом. Библиографическое описание статьи (статей) или раздела (разделов) монографии по теме курса дается в начале реферата. В обязательном порядке выделяются и снабжаются отдельными заголовками все относительно самостоятельные в смысловом и композиционном отношении фрагменты реферируемого текста; на каждый такой фрагмент дается ссылка с указанием страниц оригинала.
- Доклад на семинареСтуденты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
- Работа на семинареОценка за работу на семинаре проставляется на основе ответов студентов на вопросы преподавателя и коротких выступлений на заданные темы. Подготовка к семинарам представляет подробное знакомство с обязательной литературой к семинару, указанной в программе или присылаемой преподавателем отдельно после проведения лекции. Опрос студентов по теме семинара может проходить как в устной, так и в письменной форме.
- ЭкзаменЭкзамен проводится в форме теста. Тест состоит из 10 вопросов открытого типа, предполагающих не только знание фактического материала, но и понимание причин, следствий, взаимосвязи исторических событий, их роли и значения и т.п. На выполнение теста дается 30 минут. Оценка за экзамен равна сумме баллов за все ответы, округленной арифметически.
- РефератРеферат представляет собой изложение содержания одной или нескольких монографий или научных статей по проблематике курса. В реферате студент должен продемонстрировать умение логично и последовательно излагать содержание реферируемых научных работ, выявлять и формулировать главные идеи реферируемого материала, авторские концепции, обобщать изученный материал, академически корректно цитировать чужой текст, составлять библиографическое описание реферируемого материала в соответствии с ГОСТом. Библиографическое описание статьи (статей) или раздела (разделов) монографии по теме курса дается в начале реферата. В обязательном порядке выделяются и снабжаются отдельными заголовками все относительно самостоятельные в смысловом и композиционном отношении фрагменты реферируемого текста; на каждый такой фрагмент дается ссылка с указанием страниц оригинала.
- Доклад на семинареСтуденты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
- Работа на семинареОценка за семинар - среднее арифметическое оценок за работу на каждом семинаре, максимум 5 баллов, при переводе в 10-балльную систему каждый балл приравнивается к двум баллам: 1=2, 2=4, 3=6, 4=8, 5=10. Оценка за работу на семинаре проставляется на основе ответов студентов на вопросы преподавателя и коротких выступлений на заданные темы. Подготовка к семинарам представляет подробное знакомство с обязательной литературой к семинару, указанной в программе или присылаемой преподавателем отдельно после проведения лекции. Опрос студентов по теме семинара может проходить как в устной, так и в письменной форме.
- ЭкзаменТест состоит из 20 вопросов открытого типа, предполагающих не только знание фактического материала, но и понимание причин, следствий, взаимосвязи исторических событий, их роли и значения и т.п. На выполнение теста дается 60 минут. Оценка за экзамен является блокирующей. В случае получения неудовлетворительной оценки за экзамен, оценка за промежуточную аттестацию во втором модуле, а также окончательная оценка по дисциплине (итоговый контроль) считается неудовлетворительной и приравнивается к оценке за экзамен. На экзамене в конце 2-го модуля (Оэкз1) экзаменационные вопросы требуют знания материалов онлайн-курса «ChinaX: China's past, present and future» (https://www.edx.org/chinax-chinas-past-present-future). Разработчиком курса является Гарвардский университет. Оценка, полученная обучающимся за освоение оналйн-курса, вычисляется по формуле Оonl = 0,5* Оэкз1.
- ЭкзаменТест состоит из 20 вопросов открытого типа, предполагающих не только знание фактического материала, но и понимание причин, следствий, взаимосвязи исторических событий, их роли и значения и т.п. На выполнение теста дается 60 минут. Оценка за экзамен является блокирующей. В случае получения неудовлетворительной оценки за экзамен, оценка за промежуточную аттестацию в четвертом модуле, а также окончательная оценка по дисциплине (итоговый контроль) считается неудовлетворительной и приравнивается к оценке за экзамен.
- ЭкзаменТест состоит из 20 вопросов открытого типа, предполагающих не только знание фактического материала, но и понимание причин, следствий, взаимосвязи исторических событий, их роли и значения и т.п. На выполнение теста дается 60 минут. Оценка за экзамен является блокирующей. В случае получения неудовлетворительной оценки за экзамен, оценка за промежуточную аттестацию в четвертом модуле, а также окончательная оценка по дисциплине (итоговый контроль) считается неудовлетворительной и приравнивается к оценке за экзамен.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.3 * Работа на семинаре + 0.2 * Реферат + 0.2 * Доклад на семинаре + 0.3 * Экзамен
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.4 * Экзамен + 0.3 * Доклад на семинаре + 0.3 * Работа на семинаре
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.3 * Работа на семинаре + 0.3 * Доклад на семинаре + 0.4 * Экзамен
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.2 * Доклад на семинаре + 0.2 * Реферат + 0.4 * Экзамен + 0.2 * Работа на семинаре
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- De Weerdt, H. (2016). The Cambridge History of China Volume 5. Sung China, 960–1279 AD Part 2. Edited by John W. Chaffee and Denis Twitchett . Cambridge: Cambridge University Press, 2015. 957pp. ISBN: 9780521243308. $190.00, £99.99 (cloth), $152, £94.08 (ebook). Journal of Chinese History ; Volume 1, Issue 1, Page 198-202 ; ISSN 2059-1632 2059-1640. https://doi.org/10.1017/jch.2016.23
- Michael J. Seth. (2019). A Concise History of Korea : From Antiquity to the Present (Vol. Third Edition). [N.p.]: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2265005
- Stein, B., Arnold, D. A History of India (The Blackwell History of the World). John Wiley & Sons Incorporated, 2010. Pp. 468. ISBN: 978-1-4051-9509-6, 978-1-282-48267-8, 978-1-4443-2351-1. URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=485640
Рекомендуемая дополнительная литература
- Chapman, W. (2013). A Heritage of Ruins : The Ancient Sites of Southeast Asia and Their Conservation. Honolulu: University of Hawaii Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=750796
- Von Mende Erling. (2003). The Cambridge History of China, Vol. 9, Part 1 : The Ch ’ing Empire to 1800, Willard J. Peterson (éd.), 2002. Études Chinoises, 22(1), 334–342.
- История Востока с древнейших времен до начала XX века : Учебное пособие, Алаев, Л.Б., 2014
- Российско-японские отношения в начале 19 в., Климова, О.В., 2022