Бакалавриат
2022/2023
Методика преподавания русского языка для иностранцев
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Фундаментальная и прикладная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Где читается:
Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород)
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Грушко Ксения Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Целями освоения дисциплины «Методика преподавания русского языка для иностранцев» являются овладение студентами различными методами и подходами к обучению русскому языку как иностранному, приобретение теоретических знаний и практических навыков и умений обучения продуктивным и рецептивным видам речевой деятельности, лексической, грамматической и фонетической сторонам речи, принципам организации учебного процесса и подходам к оценке его качества.
Цель освоения дисциплины
- знать специфику обучения РКИ (в отличие от РКН, РКР, РКДР)
- знать основные принципы методики преподавания РКИ
- знать особенности системы тестирования ТРКИ и критерии оценивания текстового материала
- уметь пользоваться Стандартами и Лексическими минимумами при отборе и разработке учебного материала
- уметь планировать процесс обучения в зависимости от поставленных целей обучающегося
- уметь использовать разные методы и технологии обучения РКИ
Планируемые результаты обучения
- Воспроизводят не менее 1 техники работы с звучащей речью кроме протокола работы с диалогом.
- Воспроизводят не менее 2 ключевых характеристик коммуникативного подхода к преподаванию.
- Воспроизводят описание не менее 3 техник обучения.
- Воспроизводят описание не менее 3 техник, используемых при преподавании грамматики иностранного языка.
- Воспроизводят описание не менее 3 техник.
- Воспроизводят протокол работы с звучащим диалогом.
- Для аудитории с заданными характеристиками и конкретной обучающей задачи по теме занятия создают план урока / фрагмента урока, используя не менее 1 техники, обсуждавшейся на занятии.
- Для конкретного грамматического явления русского языка создают план урока (фрагмента урока), используя не менее 1 техники, обсуждавшейся на занятии.
- Могут воспроизвести не менее двух характеристик для каждого из подходов к преподаванию иностранного языка, обсуждавшихся на занятии.
- Наблюдая урок иностранного языка, относят его к коммуникативному / некоммуникативному. Приводят не менее 2 доказательств своей точки зрения.
- Наблюдая урок иностранного языка, соотносят его с конкретными подходами к преподаванию, приводят не менее двух доказательств верности соотнесения.
Содержание учебной дисциплины
- Теоретические и практические основы методологии преподавания иностранных языков
- Коммуникативный подход к преподаванию иностранного языка
- Обучение грамматике.
- Обучение говорению и произношению.
- Обучение навыкам аудирования.
- Обучение навыкам чтения и лексике.
- Обучение письменным навыкам.
- Психологические основы обучения.
- Использование компьютерных инструментов в преподавании РКИ
- Планирование урока. Подведение итогов курса.
Элементы контроля
- экзамензащита фрагментов методических разработок, ответ на вопросы преподавателя
- тест (в классе)
- разработка фрагмента учебного материала
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.4 * экзамен + 0.2 * тест (в классе) + 0.4 * разработка фрагмента учебного материала
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Перехвальская, Е. В. Этнолингвистика : учебник для академического бакалавриата / Е. В. Перехвальская. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 351 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02616-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433205 (дата обращения: 28.08.2023).
- Учимся учить : для преподавателя русского языка как иностранного, Акишина, А. А., 2012
Рекомендуемая дополнительная литература
- Kaplan R. B. (ed.) The Oxford handbook of applied linguistics. – Oxford University Press, 2010.