• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

История музейно-выставочного дела

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Баринова Екатерина Анатольевна, Литвинова Ирина Владимировна, Трапкова Анна Владимировна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 98

Программа дисциплины

Аннотация

В истории культуры художественные музеи — феномен весьма недавний, однако их непродолжительная история увлекательна и полна противоречий. В рамках данного курса мы обсудим условия, в которых существовали произведения искусства до появления специальных выставочных пространств, что представляли собой первые музеи и почему стало возможным их возникновение. Основная часть курса сфокусирована на музейно-выставочных форматах, эффективных сегодня: как происходит отбор художественных объектов для той или иной выставки? Какое участие принимает в этом музей, зритель, спонсор, политик? Как институции формируют наше представление об актуальном искусстве и воспитывают эстетический вкус? Что остается за рамками музейной репрезентации и почему? Мы также поговорим о формальных и технических нюансах реализации выставочных проектов и введем базовую типологию экспозиций (в чем особенности персональной и групповой выставок, ретроспективы, биеннале и т.д.). Обращаем внимание на необходимость включить камеру при посещении занятий онлайн. Студенты с выключенной камерой будут отправлены в зал ожидания в течение 15 минут после начала занятия.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Рассказать об истории музейно-выставочной деятельности с точки зрения актуального художественного процесса.
  • Дать базовое представление об институциональной основе художественной среды, познакомить с основными понятиями и типами институций.
  • Показать междисциплинарные связи между художественной средой и политикой, экономикой, социологией.
  • Охарактеризовать основные проблемы и вызовы современной художественной системы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные этапы развития института кураторства.
  • Знает порядок перехода к обществу модерна и историю становления современной художественной системы.
  • Описывает историю и специфику работы классического музея (XVIII - XIX вв.).
  • Описывает историю появления международных форумов, посвященных искусству, их основные виды.
  • Описывает политическую, экономическую и социальную роль музея в XX-XXI вв.
  • Описывает специфику концепции "белого куба" и ее критику.
  • Описывает структуру современной художественной системы (институты, акторы, взаимосвязи и взаимовлияние между ними): художник, художественное объединение, музей, арт-рынок, частные и корпоративные коллекции, наука, критика, медиа, государство, частные и корпоративные фонды, культурные центры, аудитория.
  • Перечисляет знаковые выставки XX - XXI вв., знает их значение.
  • Перечисляет основные вызовы, стоящие перед музеями сегодня.
  • Перечисляет основные типы выставок.
  • Перечисляет факторы, являющиеся причиной появления музея современного искусства (XX в.).
  • Понимает роль музея в художественной системе, как политического, экономического и общественного института.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Институциональная основа и социология художественной системы
  • Музей как пространство репрезентации искусства
  • Выставка как формат репрезентации искусства
  • Знаковые выставки 1900-е – 2010е
  • Музей в разрезе политики, экономики, социологии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    На семинарах студенты выполняют разный спектр работ: выступление с устным ответом, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя.
  • неблокирующий Эссе
    Описание музея или выставки, которые были инновационными и/или значимыми для своего времени, стали важными событиями с точки зрения художественного процесса, повлияли бы на политику, экономику или общество.
  • неблокирующий Экзамен
    Индивидуальный доклад с презентацией, проблематизирующий музейно-выставочную деятельность или отдельные аспекты функционирования художественной системы с точки зрения политики, экономики, общества.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.145 * Работа на семинарах + 0.4 * Экзамен + 0.31 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • МАЙСТРОВСКАЯ М.Т. (2016). Музей Как Объект Культуры. Искусство Экспозиционного Ансамбля. Международный Журнал Экспериментального Образования, 7–0.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ПОЛЯКОВ ТАРАС ПАНТЕЛЕЙМОНОВИЧ. (2011). «Очень Своевременная Книга…» (Музееведческая Мысль В России Хviii-Хх Вв. : Сб. Документов И Материалов / Отв. Ред. Э.А.Шулепова. М.: Этерна, 2010. 960 С.: Ил.). Культурологический Журнал, 4.