2022/2023





История музейно-выставочного дела
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Майнор
Где читается:
Базовая кафедра Музея современного искусства «Гараж»
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Баринова Екатерина Анатольевна,
Литвинова Ирина Владимировна,
Трапкова Анна Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
98
Программа дисциплины
Аннотация
В истории культуры художественные музеи — феномен весьма недавний, однако их непродолжительная история увлекательна и полна противоречий. В рамках данного курса мы обсудим условия, в которых существовали произведения искусства до появления специальных выставочных пространств, что представляли собой первые музеи и почему стало возможным их возникновение. Основная часть курса сфокусирована на музейно-выставочных форматах, эффективных сегодня: как происходит отбор художественных объектов для той или иной выставки? Какое участие принимает в этом музей, зритель, спонсор, политик? Как институции формируют наше представление об актуальном искусстве и воспитывают эстетический вкус? Что остается за рамками музейной репрезентации и почему? Мы также поговорим о формальных и технических нюансах реализации выставочных проектов и введем базовую типологию экспозиций (в чем особенности персональной и групповой выставок, ретроспективы, биеннале и т.д.).
Обращаем внимание на необходимость включить камеру при посещении занятий онлайн. Студенты с выключенной камерой будут отправлены в зал ожидания в течение 15 минут после начала занятия.
Цель освоения дисциплины
- Рассказать об истории музейно-выставочной деятельности с точки зрения актуального художественного процесса.
- Дать базовое представление об институциональной основе художественной среды, познакомить с основными понятиями и типами институций.
- Показать междисциплинарные связи между художественной средой и политикой, экономикой, социологией.
- Охарактеризовать основные проблемы и вызовы современной художественной системы.
Планируемые результаты обучения
- Знает основные этапы развития института кураторства.
- Знает порядок перехода к обществу модерна и историю становления современной художественной системы.
- Описывает историю и специфику работы классического музея (XVIII - XIX вв.).
- Описывает историю появления международных форумов, посвященных искусству, их основные виды.
- Описывает политическую, экономическую и социальную роль музея в XX-XXI вв.
- Описывает специфику концепции "белого куба" и ее критику.
- Описывает структуру современной художественной системы (институты, акторы, взаимосвязи и взаимовлияние между ними): художник, художественное объединение, музей, арт-рынок, частные и корпоративные коллекции, наука, критика, медиа, государство, частные и корпоративные фонды, культурные центры, аудитория.
- Перечисляет знаковые выставки XX - XXI вв., знает их значение.
- Перечисляет основные вызовы, стоящие перед музеями сегодня.
- Перечисляет основные типы выставок.
- Перечисляет факторы, являющиеся причиной появления музея современного искусства (XX в.).
- Понимает роль музея в художественной системе, как политического, экономического и общественного института.
Содержание учебной дисциплины
- Введение. Институциональная основа и социология художественной системы
- Музей как пространство репрезентации искусства
- Выставка как формат репрезентации искусства
- Знаковые выставки 1900-е – 2010е
- Музей в разрезе политики, экономики, социологии
Элементы контроля
- Работа на семинарахНа семинарах студенты выполняют разный спектр работ: выступление с устным ответом, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя.
- ЭссеОписание музея или выставки, которые были инновационными и/или значимыми для своего времени, стали важными событиями с точки зрения художественного процесса, повлияли бы на политику, экономику или общество.
- ЭкзаменИндивидуальный доклад с презентацией, проблематизирующий музейно-выставочную деятельность или отдельные аспекты функционирования художественной системы с точки зрения политики, экономики, общества.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.145 * Работа на семинарах + 0.4 * Экзамен + 0.31 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- МАЙСТРОВСКАЯ М.Т. (2016). Музей Как Объект Культуры. Искусство Экспозиционного Ансамбля. Международный Журнал Экспериментального Образования, 7–0.
Рекомендуемая дополнительная литература
- ПОЛЯКОВ ТАРАС ПАНТЕЛЕЙМОНОВИЧ. (2011). «Очень Своевременная Книга…» (Музееведческая Мысль В России Хviii-Хх Вв. : Сб. Документов И Материалов / Отв. Ред. Э.А.Шулепова. М.: Этерна, 2010. 960 С.: Ил.). Культурологический Журнал, 4.