2022/2023![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Современное образование: подходы и практики
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Институт образования
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Иванов Иван Юрьевич,
Крякин Евгений Николаевич,
Обухов Алексей Сергеевич,
Овакимян Елена Вячеславовна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Майнор разработан для тех, кто рассматривает возможность стать современным преподавателем или просто хочет получить универсальный навык эффективно передавать свои знания другим людям, инициировать и сопровождать их обучение и развитие. Подобно тому как выдающийся спортсмен не всегда становится хорошим тренером, отличных знаний в своей профессии недостаточно, чтобы быть преподавателем. Это особенно очевидно сейчас, когда благодаря развитию интернета, знания в самых разных областях стали доступны как никогда, и на первый план выходит обладание навыком помощи в их освоении. Наш майнор познакомит вас с современными методами и технологиями обучения, принципами дизайна учебных курсов, особенностями передачи знаний людям разных возрастов и лучшими практиками преподавания, использующимися в России и за рубежом от детского сада до вуза. В конечном итоге вы сможете уверенно войти в любую аудиторию в качестве педагога или преподавателя, основать свой образовательный стартап. И вы сможете применять современные цифровые инструменты и технологии в образовательной практике с учетом целей и содержания образования, возраста и индивидуальных особенностей обучающихся. По итогам майнора студенты будут иметь льготы при поступлении на программу магистратуры «Педагогическое образование». Образование сегодня во многом определеяет будущее - завтра каждого из нас и всех вместе. При этом образование - как оно организовано, какое содержание в себе несет, во многом пришло из прошлого. Что такое "современное образованеи"? Чему оно должно отвечать? Как из прошлого в настоящем опережать будущее? Какие подходы и практики в образовании передовые? Каково будущее образования? Над этими вопросами будет вестись дискуссия на курсе с опорой на актуальные исследования, разработки и практики образования. Курс выстроен "сверху вниз": от высшего образования к детскому саду - по всем ступеням образования. Особое внимание уделяется цифровизации образования с учетом уровня образования - возможностям и ограничениям цифровых средств обучения. Лекции ведутся исследователями и разработчиками современных подходов и технологий в образовании, руководителями образовательных организаций различных ступеней образования - как встреча с новыми горизонтами образования "от первого лица". На семинарских занятиях будут на себе применяться различные подходы и технологии образования, применяемые в различных педагогических системах. Это позволит студентам пережить вариативные технологии обучения на себе, в пробном действии.
Цель освоения дисциплины
- Формирование представления о всех элементах системы образования. Ознакомление с современными образовательными технологиями.
Планируемые результаты обучения
- Анализ вызовов к системе образования в период пандемии. Первые итоги.
- Готовы использовать основные цифровые инструменты для проектирования занятий
- Дошкольное образование как часть системы образования
- Знакомство с системой высшего образования с исторической точки зрения. Переход на Болонскую систему. Перспективы развития
- История развития системы дополнительного образования. Современная система дополнительного образования
- Называют задачи и сложности организации обучения в основной школе. Анализируют системы образования в основной школе в зависимости от педагогической системы и национальной системы образования
- Основные особенности применения и преподавания по технологии «Перевёрнутый класс»
- Основные сложности в коммуникации между основными участниками образовательного процесса. Возможные пути преодоления
- Особенности обучения и некоторые приемы технологии "РКМЧП"
- Особенности организации игры как основы образовательной деятельности в дошкольном учреждении
- Особенности технологии и некоторые приемы работы по представленной технологии/технологиям
- Отражение роли педагога в воспитательном процессе в кинематографе
- Оценка задания по критериям
- Представляют и различают модели организации обучения в старшей школе. Анализируют различные модели организации старшей школы в зависимости от педагогической системы и национальной системы образования
- Применение цифровых инструментов обучения в начальной школе: некоторые особенности
- Различные системы образования: авторские, национальные
- Система школ международного бакалавриата. Принципы работы.
- Сравнение некоторых педагогических систем одного временного периода, но в разных странах
- Студенты знакомы со структурой курса, готовы к выполнению заданий.
Содержание учебной дисциплины
- Вводная лекция. Представление программы
- Актуальные проблемы развития систем высшего образования. Включение как ступени высшего образования аспирантуры
- Про цифровые инструменты и цифровую дидактику в высшем образовании
- Старшая школа: современные модели. Лицей ВШЭ – логика развития
- Средняя школа
- Общее, высшее образование
- Международные системы образования
- Начальная школа
- Дошкольное образование
- Дополнительное образование
- Тренинг по коммуникации
- Современные методики обучения.
- Образ учителя в современной культуре
- Современные методики обучения
- Об образовании в современном мире
- Об образовании в исторической логике развития
- Итоговое занятие
Элементы контроля
- Анализ литературыПроанализировать источники и написать эссе
- Подготовка занятияРазработка и презентация занятия
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модульВыполнение задания "анализ литературы" является допуском к заданию "Подготовка занятия". Итоговая оценка за модуль - оценка за задание "Подготовка занятия"
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Боуэн Уильям Г. - Высшее образование в цифровую эпоху - 978-5-7598-1518-1 - Москва: ВШЭ - 2018 - 362057 - https://ibooks.ru/bookshelf/362057/reading - iBOOKS
- Косарецкий Сергей Геннадьевич, Куприянов Борис Викторович, & Филиппова Дарья Сергеевна. (2016). Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семей и месте проживания. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.92B5C45C
- Педагогика : педагогические теории, системы, технологии : учеб. для высш. и сред. учеб. заведений, Котова, И. Б., 1999
- Томас Г. - Образование: Очень краткое введение - 978-5-7598-1323-1 - Москва: ВШЭ - 2016 - 353006 - https://ibooks.ru/bookshelf/353006/reading - iBOOKS
Рекомендуемая дополнительная литература
- Коэн Д.К. - Ловушки преподавания - 978-5-7598-1520-4 - Москва: ВШЭ - 2017 - 362068 - https://ibooks.ru/bookshelf/362068/reading - iBOOKS