2022/2023
Психология личности и индивидуальных различий
Статус:
Майнор
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3, 4 модуль
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Иванова Анна Александровна,
Ивченко Елена Анатольевна,
Измагурова Виктория Леонидовна,
Климочкина Анастасия Юрьевна,
Козлов Дмитрий Дмитриевич,
Компаниец Анна Леонидовна,
Красовицкая Алиса Андреевна,
Литягина Елена Викторовна,
Медников Степан Викторович,
Нартова-Бочавер Софья Кимовна,
Самыкина Наталья Юрьевна,
Стакина Юлия Михайловна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления майнор, изучающих дисциплину «Психология личности и индивидуальных различий». Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом НИУ ВШЭ. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • Иметь представление о психологии личности как науке • Иметь представление об индивидуальности человека • Владеть навыками обобщения информации на разных уровнях • Иметь навыки поиска и анализа научной литературы, реферирования нужных источников, их сопоставления и критического анализа. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении остальных дисциплин майнора «Психология».
Цель освоения дисциплины
- Формирование представлений об основных факторах развития индивидуальности.
- Усвоение знаний о структуре индивидуальности и тех взаимосвязях, которые существуют между ее различными уровнями.
- Формирование навыков реализации индивидуального подхода в коммуникациях различного содержания.
Планируемые результаты обучения
- Знает классические факторные теории (Г. Айзенк, Р. Кеттелл). Осведомлен о содержании Пятифакторной модели и ее вариаций (Альтернативной Большой пятерки, HEXACO). Знает исследования отдельных черт личности (Темной триады, Двухфакторной и Однофакторной моделей).
- Знает концепции морального развития личности (Л. Кольберг, К. Гиллиган). Знаком с теорией ценностей Ш. Шварца. Осведомлен об исследованиях добродетелей и достоинств.
- Знает типологии характера (А.Ф. Лазурского, Г. Хейманса – Р. ЛеСенна). Знает акцентуации характера. Знает некоторые направления патологического развития характера (неврозы и психозы).
- Знает факторные теории интеллектуальных способностей. Знает теории множественных интеллектов (Г. Гарднер, Р. Стернберг, Д. Холл). Знает теорию мудрости (П. Бальтес).
- Имеет представление о специфике психологических фактов. Имеет представление о валидности, репрезентативности, надежности. Знаком с классификациями психологических методов
- Понимает отличия номотетического и идиографического подходов в психологии. Знает принципы психологического познания. Знает этапы развития психологии индивидуальных различий
- Понимает, что такое стилевые характеристики индивидуальности. Осведомлен о том, что собой представляет Я-концепция личности. Знаком с понятием нарративной идентичности.
- Представляет структуру индивидуальности. Знаком с теориями, описывающими отношения между биологическими основами и содержательными качествами индивидуальности.
- Различает теоретические и эмпирические типологии личности. Знает аналитическую типологию личности (К.Г. Юнг). Знает современные прикладные и клинические типологии личности.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Предмет психологии индивидуальных различий
- Тема 2. Методы изучения личности и индивидуальности
- Тема 11. Теории личности
- Тема 3. Факторы развития индивидуальности и ее структура
- Тема 4. Индивидные свойства: темперамент и асимметрия полушарий головного мозга
- Тема 5 Психология характера
- Тема 8. Психология способностей
- Тема 6. Типологический подход к индивидуальности
- Тема 7. Черты личности: свойства, теории, приложения
- Тема 9. Духовно-мировоззренческие аспекты индивидуальности
- Тема 10. Интегративные характеристики индивидуальности
Элементы контроля
- Активность на семинарахРабота на занятиях складывается из нескольких составляющих/активностей. Выступление по вопросам семинара должно продолжаться не более 10 минут, быть подкреплено презентацией. Выступление готовится по нескольким источникам отечественным или зарубежным (монографии, учебники, статьи в журналах, материалы научных конференций). Список тем для докладов предлагаются для выбора студентом в течение первых двух недель обучения. Оценка за выступление может принимать значения от 0 до 10. Доклад не может быть заменен презентацией, присланной преподавателю по почте (за исключением особых форс-мажорных обстоятельств, значимость которых оценивает преподаватель). 0 баллов – студент не участвует ни в каких обсуждениях, присутствует формально 1–3 балла – 1–2 активности, включение в обсуждение на семинарских занятиях, 4–5 баллов – 3–4 активности, включение в обсуждение на семинарских занятиях 6–7 баллов – 5–6 активностей за все, включение в обсуждение на семинарских занятиях, делает доклад 8 баллов – выступал и комментировал по теме на всех семинарах, при выступлении использовал визуализацию. 9 баллов - комментарии, аргументация в рамках обсуждаемых вопросов на всех семинарах, выступление с докладом. 10 баллов – комментарии, аргументация в рамках обсуждаемых вопросов на всех семинарах, выступление с сообщением (докладом, презентацией, постером например о прочитанной книге, новом исследовании и т.п. по согласованию с преподавателем).
- Тест на ДОВсе 9 тестов с положительным баллом каждый (4 и выше) представляют собой условие допуска к остальным видам контроля. Таким образом, без прохождения этих тестов изучение дисциплины зачитываться не будет, и окончательная оценка тоже не будет выставлена.
- Тест4 теста включают каждый по 10 вопросов. Каждый из тестов оценивается по 10-балльной шкале. Тест 1 оценивает знания студентов по темам 1-3, тест 2 - по темам 4-5, тест 3 - по темам 6-7, тест 4 - по темам 8-9. 1-8 вопросы - это от 1-8 баллов (по баллу за вопрос) 9-10 вопросы - вопросы с утяжелением для получения 9 или 10 баллов На выполнение теста у вас будет 15 минут. Результаты прохождения теста вы узнаете на следующем занятии. Тест состоит из 10 вопросов. Вопросы 1-8 содержат 1 вариант ответа. Вопрос 9 имеет множественный выбор. Вопрос 10 - требует развёрнутого содержательного ответа с объяснением.
- Групповой докладГрупповой доклад по теориям личности проводится по следующему плану: 1) Суть теории, ключевые понятия. 2) Исследования, эксперименты, современное состояние в исследованиях и практике. 3) Пример ситуации для анализа другими студентами (с точки зрения данной теории личности) 4) 5 вопросов аудитории для закрепления материала: сделать мини-тест для группы на платформе kahoot (https://kahoot.com/), google form (https://www.google.ru/forms/about/) и /или другие ресурсы 5) Рекомендуемые источники (публикации, видео, подкасты и т.д.) Правила подготовки и выступления: 1) Доклад по теме готовит группа из 2-4 человек. 2) Один студент может участвовать в только в одной мини-группе и готовит одну тему. 3) Продолжительность выступления до 20 минут. 4) Все участники группы должны принять участие в докладе. 5) Выступление готовится по плану, представленному ниже. 6) В докладе полностью раскрыта тема. 7) Кейс, ситуация для анализа – подобрана исходя из тематики. 8) Должны быть распределены и озвучены все темы.
- ЭкзаменЭкзамен проводится в виде теста по всей дисциплине и включает 50 вопросов.
- Факультативная работаФакультативное задание в виде самостоятельной работы включает в себя знакомство с современными диагностическими методиками, направленными на изучение разных уровней индивидуальности, в виде заполнения батареи методик. Продолжительность выполнения – примерно 30-50 минут, в удаленном режиме, без ограничения времени. Факультативная работа должна быть выполнена за неделю до последнего занятия.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модульОокончат=0,1*Отест1 + 0,1*Отест2 + 0,1*Отест3 + 0,1*Отест4 +0,2*Огрупп доклад+0,2*Оактивн+ 0,2*Оэкз
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Дифференциальная психология : учеб. пособие для вузов, Нартова-Бочавер, С. К., 2002
- Марютина, Т. М. Дифференциальная психология в 2 ч. Часть 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / Т. М. Марютина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 248 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05145-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/432839 (дата обращения: 28.08.2023).
- Марютина, Т. М. Дифференциальная психология в 2 ч. Часть 2 : учебник для бакалавриата и магистратуры / Т. М. Марютина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 271 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05928-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441862 (дата обращения: 28.08.2023).
- Нартова-Бочавер, С. К. Психология личности и межличностных отношений : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / С. К. Нартова-Бочавер. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 262 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-06161-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438128 (дата обращения: 28.08.2023).
- О проблемах современного человекознания, Ананьев, Б. Г., 2001
- Психогенетика. Т.1: ., Малых, С. Б., 2008
- Психогенетика. Т.2: ., Малых, С. Б., 2008
Рекомендуемая дополнительная литература
- Введение в психологию труда : учебник для вузов, Климов, Е. А., 2004
- Машков, В.Н. Дифференциальная психология человека : учебное пособие / В.Н. Машков. — Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 288 с. — (Учебное пособие). - ISBN 978-5-388-00145-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055261 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055261
- Психологическое тестирование, Анастази, А., 2002
- Реан, А.А. Психология личности : учебное пособие / А.А. Реан. — Санкт-Петербург : Питер, 2013. — 288 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-00226-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055341 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055341
- Человек в ситуации неопределенности, Зинченко, В. П., 2007