2022/2023
Элементы русской языковой картины мира
Статус:
Майнор
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Язык отражает определенный способ восприятия того, как устроен мир. Часто слова, на которых базируется "языковая картина мира" являются лингвоспецифичными, то есть называют концепты, которые в принципе отсутствуют в других языках. В таких случаях мы говорим о культурно обусловленных смыслах, без владения которыми невозможно понять, как происходит коммуникация между людьми. Коммуникация, в частности, ее повествовательные формы, рассказы, опирается на совместные знания участников. Чтобы понять чужой рассказ необходимо воссоздать вкладываемые в него смыслы, нужно понимать контексты. Вот почему для понимания рассказа на русском языке необходимо иметь представление о русской языковой картине мира. Анализ выражений, конструкций, текстов, передающих специфически русскую концептуализацию мира и отношений между людьми, служит различным целям. Во-первых, изучение таких ключевых концептов помогает определить важные черты собственной национальной и культурной идентичности. Во-вторых, понимание специфичности «своего» понимания действительности важно для принятия специфичности «иных» картин мира; оно позволяет прогнозировать (и помогать решать) возможные проблемы в восприятии некоторых русских слов и реалий иностранцами. Наконец, работа со словарями и текстами обогащает наши знания о русском языке и его возможностях, о синонимах, антонимах, неологизмах и заимствованиях, возможных и невозможных употреблениях.
Цель освоения дисциплины
- формирование представления о связи языка и мышления
- знакомство с общими и специфическими чертами разных языков, и русского языка в частности
- обучение стратегиям анализа текста с точки зрения его культурных, исторических и авторских характеристик
- понимание специфики межкультурного речевого взаимодействия и связанных с ним трудностей
Планируемые результаты обучения
- Знание о территориальных и социальных вариантах языка
- Освоение материала о различных языковых культурах на территории России
- Освоение основных теоретических подходов лингвистики к проблеме языка и мышления
- Освоение понятий культурной и языковой идентичности
- Освоение понятия культурная коммуникация. И понимание механизмов культурных заимствований
- Понимание основных идей теории лингвистической относительности
- Понимание основных проблем переводоведения
- понимание основных проблем языковой политики
- Появление знаний о различных системах родства, счёта и цветообозначения в языках мира
- Усвоение понятий билингвизм и бикультурность
Содержание учебной дисциплины
- Ведение в проблематику курса.
- Взаимосвязь языка и культуры.
- Культурный комплекс, получаемый в процессе естественного усвоения языка
- Лингвистические идеологии
- Территориальное и социальное дробление языка
- Межкультурная коммуникация
- Культурная обусловленность в языке и лингвистическая обусловленность в культуре.
- Языковая и этническая идентичность.
- Взаимодействие культур и его отражение в языке
- Формирование и развитие русской языковой культуры
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.2 * контрольная работа + 0.2 * самостоятельная работа + 0.2 * экзамен + 0.2 * проект + 0.2 * домашнее задание
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Социолингвистика : учебник для вузов, Беликов, В. И., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- Михайлюкова, Н. В. Социолингвистика: языковой облик современного города : учебник и практикум для вузов / Н. В. Михайлюкова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 290 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11759-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/446108 (дата обращения: 28.08.2023).