2022/2023
Власть и насилие в историческом развитии стран Востока
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Рябинин Алексей Леонидович
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс посвящен рассмотрению трансформации родового общества в предгосударственное (состоящее из надлокальных общин и вождеств) и государственное на Древнем Востоке. Отдельно рассматриваются каждая из Великих Древних цивилизаций Востока: Месопотамская, Древнеегипетская, Древнеиндийская и Древнекитайская. Проблема формирования деспотической власти на Востоке изучается в связи с воздействием на цивилизации оседлых земледельцев со стороны кочевнической периферии. Исследуются также многочисленные завоевания и связанные с ними переселения народов (китайское, индийское, тюркское, сельджукское, монгольское и т.д), результатом которых является поддержание режима деспотической власти и повышенный уровень насилия в странах Востока. В курсе также анализируются политические режимы и уровень насилия в странах Тюркских каганатов, Умайадского, Аббасидского и Фатимидского халифатов, государств Сасанидов и Великих Сельджуков, средневековых стран Индии и Китая. Страны Востока Нового времени исследуются как с точки зрения их имманентного развития, так и в связи с колонизацией со стороны государств Запада. Анализируются положительные и отрицательные стороны колониальных режимов. Изучаются насильственные и ненасильственные методы антиколониальных движений и обретения странами Востока политической и экономической независимости.
Цель освоения дисциплины
- Знать узловые проблемы, алгоритмы социально-экономических и политических изменений на Древнем Востоке - знать специфику исторического процесса развития государств на Древнем Востоке сравнительно с закономерностями исторического развития стран Запада - получить представление о дискуссионном поле исторических исследований - овладеть навыками работы с научной исторической литературой и участия в дискуссиях по исторической проблематике
- Понимать процессы создания авторитарных и тоталитарных режимов стран Востока, а также понимать условия достижения демократии (на примере Японии, Индии, Тайваня, Южной Кореи).
Планируемые результаты обучения
- Анализирует историю трансформации родового общества в предгосударственное (состоящее из надлокальных общин и вождеств) и государственное на Древнем Востоке.
- Знать внешние и внутренние условия появления деспотического государства.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Власть и насилие в Юной Месопотамии с середины IV тыс. до х.э. – до конца IV вв. до х.э.
- Тема 2. Власть и насилие в Северной Месопотамии.
- Тема 3. Власть и насилие в Древней Малой Азии.
- Тема 4. Власть и насилие в Северной Африке с Древнем Египта до освобождения от иностранного господства после Второй Мировой Войны.
- Тема 5. Власть и насилие в странах Ближнего и Переднего Востока с Первого тысячелетии до х.э. до освобождения от иностранной политической и экономической зависимости после Второй Мировой Войны.
- Тема № 6. Власть и насилие в Южной Азии с конце III тыс. до х.э. до освобождения от иностранной зависимости после Второй Мировой Войны.
- Тема 7. Власть и насилие на Дальнем Востоке с древности до освобождения от иностранной зависимости после Второй Мировой Войны.