2022/2023
Средства коммуникации, сетевая культура и социокультурный дискурс
Статус:
Майнор
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Антонова Ксения Александровна,
Ильин Владимир Иванович,
Логунова Ольга Сергеевна,
Подольская Анна Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Целью данного раздела курса является формирование аналитичного и критически ориентированного взгляда на внешне самые очевидные проявления современного общества: потребление и медиа (последние включают и традиционные СМИ и новые цифровые средства коммуникации). Будут рассмотрены социологические матрицы потребления (потребление как текст и его дешифровка, смыслы современной культуры потребления, потребление как текст (туризм, одежда, питание и др.). В курсе рассматриваются концепции макдональдизации и глэм-капитализм, «уличные практики» как формы коммуникации и потребления в обществе наших дней. Анализируются такие особенноси совеменой культуры как медиатизация феноменов современного общества, принцип удовольствия против принцип наслаждения. Отдельное внимание уделяется использованию различных медиаресурсов для решения личных и профессиональных задач.
Цель освоения дисциплины
- Целью курса «Современные средства коммуникации и культура потребления» является рассмотрение социологических матриц коммуникации.
Планируемые результаты обучения
- знает особенности осуществления онлайн коммуникации, способен применять полученные знания для анализа фактов и событий с позиций социологии
- знает основные особенности визуальной коммуникации и основные положения визуального анализа и способен их применить
Содержание учебной дисциплины
- Теоретические подходы к изучению коммуникации. Цифровая культура и новые медиа. Особенности онлайн дискурса
- Лабиринты коллективных действий в сети.
- Визуальные средства новых медиа
- Социальная стратификация в сети.
- Онлайн-исследования коммуникаций. Типология методов онлайн- исследований, возможности и ограничения
Элементы контроля
- ТестНа экзамене нельзя пользоваться никакими материалами. Экзамен проводится в форме теста. Экзамен проводится на платформе Zoom. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию , высланному преподавателем на почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию и указать свое имя и фамилию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при написании теста включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
- Домашнее задание 1Домашнее задание 2 представляет собой групповую работу, в которой студенты на выбор анализирует сообщество в социальном медиа по заданной схеме в формате презентации.
- Домашнее задание 2
- Аудиторная 1
- Аудиторная 2
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.2 * Аудиторная 2 + 0.2 * Домашнее задание 1 + 0.2 * Тест + 0.2 * Домашнее задание 2 + 0.2 * Аудиторная 1
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Визуальная социология. Фотография как метод исследования : учебник, Штомпка П., Морозова Н.В., 2010
- Власть коммуникации, Кастельс (Кастеллс), М., 2017
- Общество общества. Кн. 2: Медиа коммуникации, Луман, Н., 2005
- Понимание медиа: внешние расширения человека, Маклюэн, М., 2019
Рекомендуемая дополнительная литература
- Internet celebrity : understanding fame online, Abidin, C., 2018
- Nick Couldry, & Ulises A. Mejias. (2019). The Costs of Connection : How Data Is Colonizing Human Life and Appropriating It for Capitalism. Stanford University Press.
- Nick Couldry, & Ulises Mejias. (2019). Making data colonialism liveable: how might data’s social order be regulated? Internet Policy Review, (Issue 2). https://doi.org/10.14763/2019.2.1411