• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Великие исторические события в зеркале текста

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Агафонова Яна Ярославовна, Бреслер Дмитрий Михайлович, Калугин Дмитрий Яковлевич, Пахомова Александра Сергеевна, Разувалова Анна Ивановна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина майнора «Великие исторические события в зеркале текста» (Literary Reflections of Great Historical Events) посвящена формированию исторических нарративов, как основанных на вымысле («Песня о Роланде», Стендаль «Пармская обитель» и т.д.), так и научных, способам конструирования «исторических фактов» и основным видам историографических дискурсов. В курсе наряду с литературными текстами, посвященными изображению великих исторических событий, будут рассмотрены историческая живопись и механизмы репрезентации исторических сюжетов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обучение студентов пониманию исторических нарративов, основанных как на вымысле, так и научных.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной
  • Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
  • Знает механизмы репрезентации исторических сюжетов. Анализирует и интерпретирует основные литературные тексты, посвященные историческим событиям. Аргументированно формулирует свою позицию по отношению к изображенным в произведениях искусства историческим событиям.
  • Критически прочитывает тексты, сравнивает позиции авторов, использует почерпнутые в текстах аргументы для участия в дискуссиях и собственных текстах.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История и событие
  • Как стать великим человеком?
  • Великие открытия
  • История как память/ воспоминание об историческом событии
  • История как эмоция: страх, ненависть, травма
  • История как литература: Художественная природа исторического события
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа (третий модуль)
    Аудиторная работа складывается из посещения занятий и активной работы на семинарах и презентаций. Предусмотрены обсуждения в свободной форме вопросов и ответов на обозначенные темы. Учет активности на занятиях производится в конце каждого семинара.
  • неблокирующий Аудиторная работа (четвертый модуль)
    Аудиторная работа складывается из посещения занятий и активной работы на семинарах и презентаций. Предусмотрены обсуждения в свободной форме вопросов и ответов на обозначенные темы. Учет активности на занятиях производится в конце каждого семинара.
  • неблокирующий Письменное задание
    Письменное задание представляет собой развернутый ответ на вопрос по содержанию курса, демонстрирующий прочтение, как минимум, одного художественного текста, непосредственно иллюстрирующего поставленную в вопросе проблему. Объем – 2000-3000 печатных знаков с пробелами.
  • неблокирующий Эссе
    Экзамен проводится в форме самостоятельно подготовленного эссе на одну из предложенных тем, охватывающих ряд элементов материала курса, объемом – 6000-9000 печатных знаков с пробелами.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.25 * Аудиторная работа (третий модуль) + 0.3 * Эссе + 0.25 * Аудиторная работа (четвертый модуль) + 0.2 * Письменное задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Black, J. (2015). Clio’s Battles : Historiography in Practice. Bloomington: Indiana University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=992100
  • Hartog, F., & Brown, S. (2015). Regimes of Historicity : Presentism and Experiences of Time. New York: Columbia University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=953998

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Waugh, P. (2003). Metafiction : The Theory and Practice of Self-conscious Fiction. London: Taylor & Francis [CAM]. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=650159
  • Wortman, R. (2014). Visual Texts, Ceremonial Texts, Texts of Exploration : Collected Articles on the Representation of Russian Monarchy. Boston: Academic Studies Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=752985

Авторы

  • Агафонова Яна Ярославовна
  • Калугин Дмитрий Яковлевич
  • Пахомова Александра Сергеевна