• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Современные арамейские языки

Статус: Курс обязательный (Христианский Восток)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 100

Программа дисциплины

Аннотация

Курс “Введение в современные арамейские языки” относится к важнейшим компонентам программы “Христианский Восток”, поскольку здесь предполагается знакомство с современными разговорными языками христианских общин в Сирии, Турции, Иране, Ираке и в странах диаспорального проживания христиан Ближнего Востока. Речь идет о трех группах диалектов: 1) западные арамейские диалекты города Ма‘алула и деревень Бах‘а и Джубб‘адин, расположенных к северу от Дамаска в горах Антиливан; 2) диалекты языка туройо, носители которого проживают в районе г. Мидьяд (провинция Мардин, Турция); 3) северо-восточные новарамейские диалекты, распространенные в Курдистане (Турция, Ирак, Иран) и Иранском Азербайджане. Знание разговорных идиомов христианских общин Востока имеет первостепенное значение, поскольку полевые исследования в области этнографии, фольклора и истории предполагают знакомство с этими диалектами. Кроме того, знание современных арамейских языков позволяет лучше понять многие аспекты грамматики древних арамейских языков и осмыслить ключевые грамматические явления арамейских языков в диахронии, в их историческом развитии. Данный курс в практическом плане включает три части, посвященные вышеуказанным группам диалектов. Для каждой из групп преподавание строится на изучении одного из репрезентативных идиомов. Для западной группы это диалект города Ма‘алула: носители этого диалекта - христиане. Диалекты соседних деревень Баха и Джуббадин, население которых перешло в ислам, не менее интересны в лингвистическом отношении, их материал также используется в преподавании. Диалекты языка Туройо представляют собой более гомогенную группу, чем остальные две группы. Здесь преподавание строится на материале диалекта деревни Мидин; для компаративных целей привлекаются данные диалекта города Мидъяд и некоторых других деревенских диалектов. Из группы северо-восточных диалектов будет изучаться диалектный кластер района г. Урмия (Иран). Урмийская группа диалектов сохраняет свое значение как основа литературного языка, используемого носителями христианских северо-восточных диалектов как средство междиалектного общения. Для каждого из диалектов предполагается знакомство с социолингвистической ситуацией каждой группы диалектов, изучение основ фонологии, морфологии и синтаксиса. При обучении используются полевые аудио- и видео-записи, включая записи, сделанные самими преподавателями в ходе полевых исследований сотрудников ИКВИА в Турции, Сирии, Грузии и России. В преподавании используются новейшие достижения арамеистики, в том числе новые инструменты исследования современых арамейских языков, созданные сотрудниками ИКВИА: глагольный словарь языка туройо, словарь урмийских текстов, электронные корпуса языка туройо и урмийского языка (http://neo-aramaic.web-corpora.net/). Из курсов, читаемых на более ранних ступенях освоения дисциплины, этот курс наиболее тесно связан с курсами “классический сирийский язык” и “арамейский язык”. К тому же, для носителей туройо и урмийского языка классический сирийский язык является языком богослужения и священных книг в соответствующих церквях -- Сиро-яковитской православной церкви (туройо) и Ассирийской церкви Востока (урмийский). Курс арабского языка значительно облегчает освоение лексики современных арамейских языков, в особенности диалекта Ма‘алулы, на который арабский язык повлиял наиболее глубоко.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с местом СЗА среди арамейских языков
  • Освоение грамматики СЗА
  • Умение читать и понимать текст на СЗА
  • Умение расшифровать аудиозапись на СЗА
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знание основных фонем в диалекте Маалулы
  • знание реализации фонем b, g, d, p, k, t
  • знание личных местоимений диалекта Маалулы
  • знание изменений предлога m-, mn-, mnә и его использования
  • знание основных сведений о глаголе в СЗА
  • знание множественного числа личных местоимений
  • знание парадигмы глаголов со 2y
  • знание парадигмы глагола ḥyy
  • знание парадигмы демонстративных местоимений
  • знание особенностей 2 и 4 пород
  • знание парадигмы презенса
  • знание парадигмы перфекта
  • знание предлогов b-, l, ʕa-, умение их использовать и изменять
  • знание особенностей имен с окончанием -ṯa
  • знание парадигм глаголов со 2w
  • знание парадигмы императива
  • умение изменять wakč
  • знание особенностей прилагательных типа iCCuC
  • знание парадигм глаголов с третьим слабым
  • знание особенностей I-7 породы
  • знание особенностей местоимения mannu, имен "имя" и "рука", глагола "идти"
  • знание числительных
  • знание особенностей прилагательных с удвоенным средним радикалом и /u/ в первом слоге
  • знание парадигмы глаголов R2=R3
  • знание и умение употреблять непрямые объектные суффиксы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Фонология СЗА. Диалект Маалулы.
  • Тема 2. Материалы 1 урока в учебника В. Арнольда
  • Тема 3. Материалы 2 урока учебника В. Арнольда
  • Тема 4. Материалы 3 урока в учебнике В. Арнольда
  • Тема 5. Материал 4 урока в учебнике В. Арнольда.
  • Тема 6. Материалы 5 урока в учебнике В. Арнольда
  • Тема 7. Материалы 6 урока в учебнике В. Арнольда.
  • Тема 8. Материалы 7 урока в учебнике В. Арнольда.
  • Тема 9. Материалы 8 урока в учебнике В. Арнольда.
  • Тема 10. Материалы 9 урока в учебнике В. Арнольда.
  • Тема 11. Материалы 10 главы в учебнике В. Арнольда.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Чтение текстов из учебника
  • неблокирующий Тестирование знаний парадигм
  • блокирует часть оценки/расчета Экзамен
  • блокирует часть оценки/расчета Экзамен
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Тестирование знаний грамматики
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.125 * Тестирование знаний парадигм + 0.125 * Тестирование знаний парадигм + 0.125 * Тестирование знаний парадигм + 0.125 * Тестирование знаний парадигм + 0.125 * Чтение текстов из учебника + 0.125 * Чтение текстов из учебника + 0.125 * Чтение текстов из учебника + 0.125 * Чтение текстов из учебника + 0.5 * Экзамен + 0.5 * Экзамен
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.167 * Тестирование знаний парадигм + 0.167 * Тестирование знаний парадигм + 0.166 * Чтение текстов из учебника + 0.167 * Чтение текстов из учебника + 0.166 * Чтение текстов из учебника + 0.167 * Чтение текстов из учебника + 0.5 * Экзамен + 0.5 * Экзамен
  • 2024/2025 учебный год 2 модуль
    0.25 * Чтение текстов из учебника + 0.25 * Чтение текстов из учебника + 0.25 * Чтение текстов из учебника + 0.25 * Чтение текстов из учебника + 0.5 * Экзамен + 0.5 * Экзамен
  • 2024/2025 учебный год 4 модуль
    0.5 * Тестирование знаний грамматики + 0.5 * Тестирование знаний грамматики + 0.25 * Чтение текстов из учебника + 0.25 * Чтение текстов из учебника + 0.25 * Чтение текстов из учебника + 0.25 * Чтение текстов из учебника
  • 2025/2026 учебный год 4 модуль
    0.5 * Чтение текстов из учебника + 0.5 * Чтение текстов из учебника + 0.5 * Экзамен + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Gzella, H. (2015). A Cultural History of Aramaic : From the Beginnings to the Advent of Islam. Brill.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Saussure, F. de, & Harris, R. (2013). Course in General Linguistics. New York: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=654248