Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Введение в эфиопскую христианскую цивилизацию

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Христианский Восток)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 3-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Булах Мария Степановна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 18

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Введение в христианскую цивилизацию Эфиопии» предназначен для студентов третьего года обучения. Цель данного курса – дать студентам базовые знания о христианской Эфиопии и о ее сакральном языке - староэфиопском (геэзе). Курс включает в себя цикл лекций по грамматике геэза и его связи с другими семитскими языками.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Учащийся овладевает языком геэз в объеме, позволяющем в дальнейшем использовать его как средство знакомства с письменными текстами на языке языке (переводная и оригинальная литература различных жанров)
  • Учащийся получает специфические лингвистические и переводческие знания и навыки, позволяющие работать с текстами, написанными на языке геэз, а также читать специальную лингвистическую и филологическую литературу, посвященную различным аспектам языка геэз и текстов на этом языке
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Учащиеся строят словосочетания с количественными числительными. Учащиеся строят конструкции для обозначения времени и дат.
  • Учащиеся используют личные местоимения, строят именные предложения, используя местоимения-связки.
  • Учащиеся правильно спрягают глаголы основной и производных пород в форме конверба (герундия). Учащиеся анализируют и переводят предложения с конвербиальным оборотом. Учащиеся правильно строят предложения с конвербиальным оборотом.
  • Учащиеся распознают и анализируют показатели словоизменительных именных категорий в геэзе, правильно образовывают соответствующие формы.
  • Учащиеся строят глагольные формы разных пород. Учащиеся правильно спрягают глаголы производных пород. Учащиеся анализируют глаголы производных пород с точки зрения морфологии и семантики
  • Учащиеся строят относительные предложения. Учащиеся правильно используют местоимения ближнего и дальнего дейксиса.
  • Учащиеся правильно образовывают формы с показателями лица, числа, рода глаголов в перфекте, правильно строят глагольные предложения, содержащие основной глагол в форме перфекта
  • Учащиеся получают общие сведения по языку геэз Учащиеся осваивают геэзский силлабарий, транскрибируют формы, записанные эфиопским письмом, правильно читают формы, записанные эфиопским письмом, правильно записывают эфиопскими буквами формы, данные в транскрипции.
  • Учащиеся правильно образовывают формы с показателям словоизменительных именных категорий в геэзе.
  • Учащиеся правильно строят формы с показателями лица, числа, рода глаголов в перфекте, правильно строят глагольные предложения, содержащие основной глагол в форме имперфекта
  • Учащиеся правильно спрягают в перфекте глаголы со срединным гуттуральным и глаголов с последним гуттуральным, правильно строят формы ломаного множественного числа
  • Учащиеся правильно строят глагольные формы в имперфекте, правильно строят глагольные предложения, содержащие основной глагол в форме имперфекта
  • Учащие правильно строят именные формы с генитивными местоименными суффиксами. Учащиеся правильно строят перифрастические обороты с предлогом la- и генитивными местоименными суффиксами.
  • Учащиеся правильно строят условные предложения. Учащиеся спрягают в юссиве правильные глаголы и глаголы со вторым и с третьим гуттуральным.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Система согласных и гласных.
  • Словоизменение имени.
  • Словоизменение глагола. Перфект.
  • Согласовательные категории существительных: род. Ломаное множественное число. Особенности глаголов со срединным и последним гуттуральным. Спряжение в перфекте глаголов с последним гуттуральным.
  • Словоизменение глагола. Имперфект.
  • Личные местоимения. Местоимения-связки.
  • Генитивные местоименные суффиксы. Перифраз синтетической генитивной конструкции. Глагольное отрицание.
  • Словоизменение глагола. Юссив.
  • Количественные и порядковые числительные.
  • Система пород.
  • Относительные местоимения. Указательные местоимения ближнего и дальнего дейксиса.
  • Конверб (герундий).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
    Домашние задания (упражнения на написание, перевод, построение форм)
  • неблокирующий Экзамен
    Устный экзамен - чтение и разбор текста на геэзе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 1 модуль
    0.5 * Домашние задания + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ethiopia : history, culture and challenges / edited by Siegbert Uhlig, David Appleyard, Alessandro Bausi, Wolfgang Hahn, and Steven Kaplan. (2017).
  • Semitic languages : features, structures, relations, processes, Goldenberg, G., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kogan, L. E. (2015). Genealogical Classification of Semitic : The Lexical Isoglosses. Berlin, Germany: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=999680

Авторы

  • Хомченкова Варвара Валентиновна
  • Булах Мария Степановна