2023/2024
Комплексные социальные исследования медиа и коммуникаций
Статус:
Майнор
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Заключительная дисциплина майнора посвящена комплексным социальным исследованиям. Слушателям предлагается реализовать проект, предполагающий использование не менее двух различных методов. В рамках лекционных занятий особый акцент сделан на инновационных подходах к исследованию, получивших распространение в последнее время: анализ больших данных, сетевой анализ, нейромаркетинговые исследования и др. При выборе тем для проектной работы приоритет отдан новым феноменам, например многоэкранному медиапотреблению, трансмедийному рассказыванию историй и др.
Цель освоения дисциплины
- Развитие навыков междисциплинарного анализа в сфере медиа и коммуникаций.
- Формирование представлений о направлениях эмпирического использования результатов комплексных исследований медиа и коммуникаций.
Планируемые результаты обучения
- Владеет методологией экспертного интервью.
- Называет основные международные и российские индексы в сфере медиа и коммуникаций, а также принципы их построения.
- Называет показатели измерения элементов информационной грамотности и цифровой культуры.
- Придерживается этики научного исследования.
- Проводит сетевой анализ в сфере медиа.
- Владеет основными понятиями дисциплины; знает методы и приемы анализа медиасистем, медиарынков и медийных организаций.
- Знает теоретические основы социологии профессий в контексте сферы медиа и коммуникаций.
- Умеет разрабатывать простые индексы для сферы медиа и коммуникаций.
- Знает принципы работы с окулографическим оборудованием.
- Владеет базовыми приемами анализа окулографических измерений
- Владеет научным инструментарием исследований исторической памяти в контексте media studies.
Содержание учебной дисциплины
- Исследование медиасистем, медиарынков, медийных организаций
- Исследования цифровой экономики и цифровой грамотности
- Исследование медиа профессий и их трансформаций
- Построение медиа индексов
- Окулографические исследования в медиа и коммуникациях
- Исследования экспертных групп в медиа
- Сетевой анализ в медиаисследованиях
- Историческая память как направление медиакоммуникационных исследований
Элементы контроля
- Домашнее задание 1Оценка за программу группового исследования, представленную в конце 1 модуля.
- Домашнее задание 2Оценка за пакет документов, представленный по результатам исследования (финальная версия программы, инструментарий, базы данных и т.д.).
- Групповой проектПрезентация результатов реализованного исследовательского проекта.
- СеминарыПреподаватели оценивают работу студентов на семинарских занятиях.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.3 * Групповой проект + 0.11 * Домашнее задание 1 + 0.3 * Домашнее задание 2 + 0.29 * Семинары
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Медиаэкономика зарубежных стран : учеб. пособие для вузов, Вартанова, Е. Л., 2003
- Мир современных медиа, Черных, А., 2007
- Социология массовой коммуникации : учебник для вузов, Федотова, Л. Н., 2009
- ШЕРЕМЕТЬЕВА ПОЛИНА РУСЛАНОВНА. (2014). Профессия журналиста в эпоху цифровых технологий на примере Франции (часть 1). Современные Исследования Социальных Проблем, (7 (39)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16525754
Рекомендуемая дополнительная литература
- Основы медиабизнеса : учеб. пособие для вузов, Вартанова, Е. Л., 2009