• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Комплексные социальные исследования медиа и коммуникаций

Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Заключительная дисциплина майнора посвящена комплексным социальным исследованиям. Слушателям предлагается реализовать проект, предполагающий использование не менее двух различных методов. В рамках лекционных занятий особый акцент сделан на инновационных подходах к исследованию, получивших распространение в последнее время: анализ больших данных, сетевой анализ, нейромаркетинговые исследования и др. При выборе тем для проектной работы приоритет отдан новым феноменам, например многоэкранному медиапотреблению, трансмедийному рассказыванию историй и др.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие навыков междисциплинарного анализа в сфере медиа и коммуникаций.
  • Формирование представлений о направлениях эмпирического использования результатов комплексных исследований медиа и коммуникаций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет методологией экспертного интервью.
  • Называет основные международные и российские индексы в сфере медиа и коммуникаций, а также принципы их построения.
  • Называет показатели измерения элементов информационной грамотности и цифровой культуры.
  • Придерживается этики научного исследования.
  • Проводит сетевой анализ в сфере медиа.
  • Владеет основными понятиями дисциплины; знает методы и приемы анализа медиасистем, медиарынков и медийных организаций.
  • Знает теоретические основы социологии профессий в контексте сферы медиа и коммуникаций.
  • Умеет разрабатывать простые индексы для сферы медиа и коммуникаций.
  • Знает принципы работы с окулографическим оборудованием.
  • Владеет базовыми приемами анализа окулографических измерений
  • Владеет научным инструментарием исследований исторической памяти в контексте media studies.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Исследование медиасистем, медиарынков, медийных организаций
  • Исследования цифровой экономики и цифровой грамотности
  • Исследование медиа профессий и их трансформаций
  • Построение медиа индексов
  • Окулографические исследования в медиа и коммуникациях
  • Исследования экспертных групп в медиа
  • Сетевой анализ в медиаисследованиях
  • Историческая память как направление медиакоммуникационных исследований
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1
    Оценка за программу группового исследования, представленную в конце 1 модуля.
  • неблокирующий Домашнее задание 2
    Оценка за пакет документов, представленный по результатам исследования (финальная версия программы, инструментарий, базы данных и т.д.).
  • неблокирующий Групповой проект
    Презентация результатов реализованного исследовательского проекта.
  • неблокирующий Семинары
    Преподаватели оценивают работу студентов на семинарских занятиях.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.3 * Групповой проект + 0.11 * Домашнее задание 1 + 0.3 * Домашнее задание 2 + 0.29 * Семинары
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Медиаэкономика зарубежных стран : учеб. пособие для вузов, Вартанова, Е. Л., 2003
  • Мир современных медиа, Черных, А., 2007
  • Социология массовой коммуникации : учебник для вузов, Федотова, Л. Н., 2009
  • ШЕРЕМЕТЬЕВА ПОЛИНА РУСЛАНОВНА. (2014). Профессия журналиста в эпоху цифровых технологий на примере Франции (часть 1). Современные Исследования Социальных Проблем, (7 (39)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16525754

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Основы медиабизнеса : учеб. пособие для вузов, Вартанова, Е. Л., 2009

Авторы

  • Давыдов Сергей Геннадьевич