• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Визуальная культура Индии: иконография изобразительного искусства и кинематограф

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с разными видами искусства изучаемого региона (архитектурой, скульптурой, живописью, декоративно-прикладным искусством) в хронологическом развитии – от древнего до современного периода. Студенты познакомятся с доминирующими тенденциями, наиболее значимыми памятниками, эстетическими концепциями индийского искусства. Произведения искусства рассматриваются в историко-культурном контексте, изучаются не только их художественные особенности, но и те идеи, которые лежат в их основе. Большое внимание уделяется иконографии религиозного искусства – буддийской, джайнской, индуистской, исламской, ее развитию и взаимовлияниям. Задачи курса - дать необходимые знания об основных регионах и исторических периодах развития искусства Индии, художественных стилей и направлений, раскрыть композиционные и художественные особенности произведений индийского искусства.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • всестороннее изучение визуальной художественной культуры Индии разных периодов ее существования - от доисторического этапа до современного
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владение иконографическими особенностями основных памятников Маурья.
  • Воспроизведение основных принципов построения иконографической программы храмов разных религий.
  • Воспроизведение особенностей иконографии искусства Паллава и Чалукья.
  • Знание наиболее важных фильмов и режиссеров Понимание исторического контекста.
  • Иметь представление о ранних письменных источниках индийской цивилизации.
  • Интерпретация основных образов и сюжетов дравидийских памятников времени раннего средневековья.
  • Использование основных тем и сюжетов индийской (не мусульманской) миниатюры.
  • Описание наиболее важных фильмов и режиссеров Понимание исторического контекста.
  • Определение различия архитектуры чайтьягрихи и вихары.
  • Освоение основных принципов стилистического анализа на примере сопоставления двух школ.
  • Освоение основных терминов, эстетических концепций.
  • Перечисление основных особенностей джайнской иконографии.
  • Понимание особенностей иконографии индуизма.
  • Приведение иконографических особенностей храмов восточноиндийской традиции.
  • Умение отличать храмы лвух магистральных линий индийской архитектуры - дравида и нагара.
  • Умение различать буддийскую и брахманическую иконографию.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в изучение индийского искусства и иконографии:
  • Тема 2. Цивилизация долины Инда, Памятники Мохенджо-Даро и Хараппы как предыстория развития искусства Индии.
  • Тема 3. Период Вед и Упанишад
  • Тема 4. Искусство династии Маурья
  • Тема 5. Раннебуддийские пещерные храмы
  • Тема 6. Формирование антропоморфного образа Будды. Гандхара и Матхура.
  • Тема 7. Формирование джайнской иконографии.
  • Тема 8. Искусство классического периода. Стиль династии Гупта. IV – VI вв.
  • Тема 9. Иконографическая программа пещерных храмов Декана. Буддийская, индуистская и джайнская традиции
  • Тема 10. Архитектура и скульптура Южной Индии периода раннего средневековья
  • Тема 11 Храмы Восточной Индии. Архитектура и скульптура.
  • Тема 12. Южноиндийские традиции храмового зодчества.
  • Тема 13. Североиндийская архитектурная традиция.
  • Тема 14. Индийская миниатюра
  • Тема 15. Индуистская традиция в период зрелого средневековья.
  • Введение в изучение индийского искусства и иконографии
  • Зарождение индийского кинематографа. Эра немого кино (1896-1930 гг.).
  • Начало эры звукового кино.
  • Золотой век индийского кино (1940-1960 гг.).
  • Масала – новый жанр.
  • Бенгальский кинематограф и «параллельное кино». Режиссеры Четан Ананд, Ритвик Гатак, Бимал Рой, Мринал Сен.
  • Сатьяджит Рай.
  • Болливуд, Толливуд и Колливуд.
  • Возрождение «параллельного кино».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Накопленная оценка
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.7 * Накопленная оценка + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Sahasrabudhe, N. (1974). Life in ancient India as depicted in the kushana art of Mathura. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.Vidyanidhi.oai.210.212.200.230.2009.5437

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Henri Parmentier. (1919). E.B. Havell : Indian Sculpture and Painting. The Ideals of Indian Art. Indian Architecture, its psychology, structure, and history from the first Muhammadan invasion to the present day.The Ancient and Medieval Architecture of India : a study of Indo-Aryan Civilisation. Eleven plates representing works of Indian Sculpture. Bulletin de l’Ecole Française d’Extrême-Orient, (1), 38. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.befeo.0336.1519.1919.num.19.1.5674

Авторы

  • Хомченкова Варвара Валентиновна
  • Воробьева Дарья Николаевна