• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Эффективная коммуникация и ассертивное поведение

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина Эффективные коммуникации посвящена блоку профессиональных компетенций менеджера, связанных с коммуникацией. Значимость этой части профессиональной подготовки обусловливается тем обстоятельством, что по данным различных исследований коммуникация в том или ином виде занимает до 90% рабочего времени современного управленца. По этой причине особенно важно уделять внимание развитию коммуникативных навыков управленцев, позволяющих сделать коммуникацию менее затратной по времени, более безошибочной и результативной. Что в конечном итоге значительно повышает эффективность управленческой деятельности в целом. Программа основана на подходах современной социальной психологии и практического инструментария, применяемого для развития коммуникативных навыков российскими и западными бизнес-тренерами и коучами. Часть материала составляют авторские разработки, основанные на практическом применении указанных подходов в бизнес-практике и опробованные в ходе краткосрочных курсов в компаниях и индивидуального коучинга руководителей средних и крупных компаний. Задачей дисциплины «Эффективные коммуникации» для студентов является развитие коммуникативных навыков управленцев, позволяющих сделать коммуникацию менее затратной по времени, более безошибочной и результативной, что в конечном итоге значительно повышает эффективность управленческой деятельности в целом. Цель курса: формирование у слушателей разностороннего представления о деловой коммуникации, а также развитие у них ряда коммуникативных компетенций руководителя, путем выполнения упражнений (тренинг/практикум).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель дисциплины: формирование у слушателей разностороннего представления о деловой коммуникации, а также развитие у них ряда коммуникативных компетенций руководителя, путем выполнения упражнений (тренинг/практикум). Компетенции перечислены по разделам, выделенным по контекстам применения и характеру используемых навыков.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеет базовым алгоритмом продажи идеи/продукта/услуги, владеет базовым алгоритмом переговоров, имеет навык справляться с давлением и манипуляциями в сложных переговорах
  • имеет базовые навыки модерации и фасилитации, умеет проводить эффективные совещания, владеет технологиями поиска и принятия групповых решений (мозговой штурм и т.п.), способен находить сотрудничающие решения в ситуации конфликта интересов
  • обладает эффективными установками в отношении коммуникации как таковой, понимает особенности различных видов коммуникации, способен устанавливать контакт, подстраиваться под собеседника, «находить с ним общий язык» – «отзеркаливать» поведенческие, лингвистические, ценностные сигналы в речи, умеет применять приёмы активного слушания, умеет выявлять намерения, мотивы, интересы и ценности собеседника по его речи
  • способен считывать и интерпретировать невербальные и паравербальные сигналы собеседника, сопровождает речь конгруэнтным паравербальным сообщением, управляет своими невербальными проявлениями (мимика, жесты, поза), оптимально их использует в коммуникации, умеет регулировать собственное эмоциональное состояние, эмоциональную окрашенность и выразительность речи
  • умеет задавать ключевые (открытые, относящиеся к предмету коммуникации и стимулирующие ответ) вопросы, помогающие максимально полно и точно понять собеседника, способен восстановить утраченный контакт, заметить и преодолеть недопонимание, возникшее в ходе коммуникации, знает правила и следует требованиям делового этикета, различает проявления различных радикалов/типов в клинической характерологии
  • умеет задавать ключевые (открытые, относящиеся к предмету коммуникации и стимулирующие ответ) вопросы, помогающие максимально полно и точно понять собеседника, способен восстановить утраченный контакт, заметить и преодолеть недопонимание, возникшее в ходе коммуникации, знает правила и следует требованиям делового этикета, различает проявления различных радикалов/типов в клинической характерологии.
  • умеет реагировать на возражения и сомнения, различает эти два случая, владеет приёмами убеждения и аргументации, способен использовать позитивную и негативную мотивацию («кнут» и «пряник»), умеет использовать инструменты визуального сопровождения (презентации, ментальные карты и другие)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в курс – цели деловой коммуникации и практические средства их достижения, коммуникативные компетенции, эффективные установки в отношении коммуникации. Основы и практика клинической характерологии. Академические и практико-ориентированные подходы к коммуникации.
  • Тема 2. Базовый алгоритм успешной коммуникации. Важность контакта (раппорта) для достижения задач коммуникации. Ориентация руководителя на задачу или отношения. Виды и инструменты подстройки (установления контакта).
  • Тема 3. Получение информации как одна из основных задач коммуникации. Навыки расспрашивания. Ключевые вопросы собеседнику.
  • Тема 4. Модель точности информации в бизнесе. Повышение качества получаемой информации. Манипуляции, основанные на неконкретности информации. Противодействие манипуляциям.
  • Темы 5. Вербальный, паравербальный и невербальный каналы коммуникации. Управление невербальным сообщением. Особенности коммуникации с группой. Основы ораторского мастерства.
  • Тема 6. Ценностно-ориентированная коммуникация. Понятие о ценностях. Связь ценностей, мотивов и интересов. Отличия мотива от позиции. Конструктивный отказ. Основы конфликтологии, обзор технологии медиации.
  • Тема 7. Коммуникативные технологии: проведение совещаний, продажи, переговоры, модерация и фасилитация, PR и нетворкинг.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирует часть оценки/расчета Активность
    0.5
  • неблокирующий Защита работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.5 * Активность + 0.5 * Защита работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бороздина, Г. В. Психология и этика делового общения : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общей редакцией Г. В. Бороздиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 463 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-6859-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/389823
  • Деловые коммуникации: Уч.пос./Кривокора Е. И. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 190 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-16-004277-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/518602

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Основы коммуникологии (теория коммуникации): Учебное пособие / А.С. Чамкин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 350 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-005545-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/344977

Авторы

  • Позднева Татьяна Сергеевна