• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Культурный контекст жизни в городе и после города: символика мегаполиса и перспективы дезурбанизации

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Кононенко Ростислав Вадимович, Подвойский Денис Глебович, Присяжнюк Дарья Игоревна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Понять современные общества, такие разные , но все же в чем-то такие похожие - эту цель преследовали социологи на протяжении пары столетий существования их научной дисциплины. Что такое Современность и как (когда и где) она возникла? Можно ли считать исторический процесс формирования современных обществ закономерным или случайным, а модернизацию - "прогрессом", и если да, то как такой "прогресс" следует понимать? Имеет ли смысл критиковать Современность и за что именно? Почему Современность все время меняет наряды, преображается и «убегает от самой себя»? Может ли Современность закончиться, и что будет потом, если такое случится? Что такое множественные модерны и какова мера реального разнообразия обществ 21 века? - На эти и ряд смежных вопросов мы попытаемся ответить вместе с нашими слушателями, используя богатый концептуальный арсенал классических и новейших социологических теорий. Одним из важных атрибутов Современности является его специфически городской характер. Классики Чикагской социологической школы утверждали: понять современное общество – это значит понять город, прежде всего мегаполис. А понять человека модерна – значит понять урбанизм как образ жизни или особый стиль существования. Отсюда вытекает, что портретировать современность лучше всего на фоне (в интерьере и экстерьере) фабрик и заводов, спальных районов, торговых и развлекательных центров, шоссе и проспектов, уютных кафе, заведений фаст-фуда и автомобильных пробок. Бегство от модерна нередко и вполне закономерно оборачивается «уходом в лес» (тенденции дезурбанизации), но сегодня осуществить такой уход последовательно гораздо сложнее, чем в век Генри Торо. Даже «ушедший в пустынь» человек модерна не перестает быть продуктом своего времени и эпохи. А, следовательно, диагноз общества каменных джунглей становится актуальной смыслообразующей темой и осью рефлексии для людей, живущих в начале третьего тысячелетия в любой точке земного шара, активно покоряемого столь противоречивым духом Современности.