Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Эффективные профессиональные коммуникации

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен развитию эффективности навыков коммуникации, умению добиваться речевыми средствами поставленной цели. Создавать тексты на родном языке приходится выпускникам всех специальностей: менеджер ведет деловые переговоры и составляет планы продаж, экономист делает презентации и пишет отчеты, программист формулирует технические задания, юрист владеет различными жанрами публичной коммуникации. Таким образом современный специалист с помощью своих устных и письменных высказываний строит профессиональные отношения с другими людьми. В процессе коммуникации становится становятся актуальными вопросы: ЧТО сказать и КАК сказать. В рамках курса у студентов вырабатываются навыки работы с текстом в широком смысле этого слова (умение правильно понимать, анализировать и интерпретировать чужой текст, создавать собственный текст и подбирать подходящие формулировки), анализируются типичные ситуации делового общения (деловая переписка, совещание, переговоры), рассматриваются приемы ведения дискуссии, основы устного выступления и презентации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель дисциплины – выработка навыков работы с текстом (умение правильно понимать, анализировать и интерпретировать чужой текст, создавать собственный текст и подбирать подходящие формулировки), анализа типичных ситуаций делового общения (деловая переписка, совещание, переговоры), приемов ведения дискуссии, знакомство с основами устного выступления и презентации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Называет основные понятия теории коммуникации, коммуникативного воздействия, способы аргументации, виды, формы и правила деловых коммуникаций и объясняет их значение.
  • Различает приемы профессиональной и повседневной коммуникации.
  • Использует модели коммуникативного акта для построения эффективного общения.
  • Прогнозирует развитие коммуникативной ситуации с учетом понимания ситуации общения.
  • Использует риторические фигуры и тропы в аргументирующей коммуникации.
  • Реализует навыки делового общения, позволяющие достигнуть эффективного уровня коммуникации.
  • Использует навыки вербальной, невербальной и паравербальной (паралингвистической) коммуникации в ситуациях взаимодействия.
  • Различает коммуникативную, перцептивную и интерактивную стороны общения.
  • Использует основные приемы понимания, истолкования и применения сообщений.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общение, коммуникация и коммуникативный акт.
  • Взаимодействие и воздействие в коммуникации.
  • Теория и практика аргументации.
  • Понимание и интерпретация (герменевтические аспекты коммуникации).
  • Внутригрупповая коммуникация.
  • Массовая коммуникация и социальное влияние.
  • Деловая коммуникация.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Анализ коммуникативной ситуации
  • неблокирующий Использование аргументации
  • неблокирующий Составление резюме
  • неблокирующий Анализ кейсов - сообщений от руководителя
  • неблокирующий Составление презентации по тематике эффективных профессиональных коммуникаций
  • неблокирующий Тест по принципам построения эффективной профессиональной коммуникации
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.2 * Анализ кейсов - сообщений от руководителя + 0.2 * Анализ коммуникативной ситуации + 0.1 * Использование аргументации + 0.1 * Составление презентации по тематике эффективных профессиональных коммуникаций + 0.1 * Составление резюме + 0.3 * Тест по принципам построения эффективной профессиональной коммуникации
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Боголюбова, Н. М.  Межкультурная коммуникация в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 253 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01744-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489797 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Боголюбова, Н. М.  Межкультурная коммуникация в 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов / Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 263 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01861-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490592 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Деловая риторика. Культура речи и деловое общение : учебник / В. А. Ефремов, В. Д. Черняк, И. Н. Левина [и др.] ; под ред. В. А. Ефремова, В. Д. Черняк. — Москва : КноРус, 2023. — 217 с. — ISBN 978-5-406-11889-4. — URL: https://book.ru/book/949882 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Кашкин, В. Б. Введение в теорию коммуникации : учебное пособие / В. Б. Кашкин. — 8-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2022. — 224 с. — ISBN 978-5-9765-1424-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/232412 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Кузнецов, И. Н. Бизнес-риторика : практическое пособие / И. Н. Кузнецов. - 8-е изд. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2023. - 406 с. - ISBN 978-5-394-05167-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2082473
  • Третьяк, Г. Е., Кризисные коммуникации - феномен социокультурной действительности : монография / Г. Е. Третьяк. — Москва : Русайнс, 2020. — 134 с. — ISBN 978-5-4365-4698-8. — URL: https://book.ru/book/936030 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
  • Шарков, Ф. И. Коммуникология: основы теории коммуникации : учебник для бакалавров / Ф. И. Шарков. - 7-е изд., стер. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2023. - 488 с. - ISBN 978-5-394-05111-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2082722

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бизнес-коммуникации в сервисе: документационные, речевые, имиджевые и рекламные технологии - Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Кошлякова М.О. и др. - НИЦ ИНФРА-М - 2020 - https://znanium.com/catalog/product/1087046 - 1196389 - ZNANIUM
  • Введенская, Л. А., Деловая риторика : учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. — Москва : КноРус, 2022. — 416 с. — ISBN 978-5-406-09465-5. — URL: https://book.ru/book/943127 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Вишняков, С. А. Иноязычная вербальная коммуникация: преподавание, изучение, усвоение в контексте теории средового подхода : монография / С. А. Вишняков, Л. А. Дунаева. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2017. — 168 с. — ISBN 978-5-9765-2326-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/91044 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Деловые коммуникации - Папкова О.В. - Вузовский учебник - 2022 - https://znanium.com/catalog/product/1758027 - 358437 - ZNANIUM
  • Деловые коммуникации: социально-психологические аспекты - Пивоваров А.М. - РИОР - 2019 - https://znanium.com/catalog/product/908134 - 482629 - ZNANIUM
  • Интернет-коммуникация как новая речевая формация : монография / научные редакторы Т. Н. Колокольцева, О. В. Лутовинова. — 3-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2016. — 328 с. — ISBN 978-5-9765-1310-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/106822 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Когнитивные механизмы невербальной коммуникации / под редакцией В. А. Барабанщикова. — Москва : Когито-центр, 2017. — 359 с. — ISBN 978-5-89353-510-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109393 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Колмогорова, А. В. Аргументация в речевой повседневности : монография / А. В. Колмогорова. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2021. — 152 с. — ISBN 978-5-9765-0804-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/277880 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Колышкина, Т. Б.  Деловые коммуникации, документооборот и делопроизводство : учебное пособие для вузов / Т. Б. Колышкина, И. В. Шустина. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 145 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14216-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513409 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Куликова, Л. В. Коммуникация. Стиль. Интеркультура: прагмалингвистические и культурно-антропологические подходы к межкультурному общению [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л. В. Куликова. - Красноярск: СФУ, 2011. - 268 с. - ISBN 978-5-7638-2183-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/443095
  • Кухаренко, В. А. Интерпретация текста : учебник / В. А. Кухаренко. — 4-е изд., перераб. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 314 с. — ISBN 978-5-9765-3783-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119063 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Мечковская, Н. Б. История языка и история коммуникации: от клинописи до интернета: курс лекций по общему языкознанию : учебное пособие / Н. Б. Мечковская. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016. — 584 с. — ISBN 978-5-89349-854-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/74739 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Ореховская, Н. А. PR в сфере социальной коммуникации : учебник / Н. А. Ореховская. - Москва : Альфа-М, 2013. - 198 с. - ISBN 978-5-98281-385-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/448801
  • Чаган, Н. Г., Public Relations: управление преднамеренными коммуникациями : учебное пособие / Н. Г. Чаган. — Москва : Русайнс, 2023. — 289 с. — ISBN 978-5-4365-9912-0. — URL: https://book.ru/book/945231 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Шарков, Ф. И. Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг : учебное пособие / Ф. И. Шарков. — 3-е изд., стер. — Москва : Дашков и К, 2022. — 324 с. — ISBN 978-5-394-03519-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/277271 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Шарков, Ф. И. Интерактивные электронные коммуникации (возникновение “Четвертой волны”) / Шарков Ф.И., - 3-е изд. - Москва :Дашков и К, 2017. - 260 с.: ISBN 978-5-394-02257-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/415250
  • Ягнюк, К. В. Анатомия терапевтической коммуникации. Базовые навыки и техники : учебное пособие / К. В. Ягнюк. — 2-е изд., испр. — Москва : Когито-центр, 2019. — 166 с. — ISBN 978-5-89353-578-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/249527 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Кочеров Сергей Николаевич
  • Агарин Ефим Владимирович
  • Урусова Екатерина Александровна
  • Хусяинов Тимур Маратович
  • Борышнева Нелли Николаевна