2023/2024





Эффективные профессиональные коммуникации
Статус:
Майнор
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Урусова Екатерина Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящен развитию эффективности навыков коммуникации, умению добиваться речевыми средствами поставленной цели. Создавать тексты на родном языке приходится выпускникам всех специальностей: менеджер ведет деловые переговоры и составляет планы продаж, экономист делает презентации и пишет отчеты, программист формулирует технические задания, юрист владеет различными жанрами публичной коммуникации. Таким образом современный специалист с помощью своих устных и письменных высказываний строит профессиональные отношения с другими людьми. В процессе коммуникации становится становятся актуальными вопросы: ЧТО сказать и КАК сказать. В рамках курса у студентов вырабатываются навыки работы с текстом в широком смысле этого слова (умение правильно понимать, анализировать и интерпретировать чужой текст, создавать собственный текст и подбирать подходящие формулировки), анализируются типичные ситуации делового общения (деловая переписка, совещание, переговоры), рассматриваются приемы ведения дискуссии, основы устного выступления и презентации.
Цель освоения дисциплины
- Цель дисциплины – выработка навыков работы с текстом (умение правильно понимать, анализировать и интерпретировать чужой текст, создавать собственный текст и подбирать подходящие формулировки), анализа типичных ситуаций делового общения (деловая переписка, совещание, переговоры), приемов ведения дискуссии, знакомство с основами устного выступления и презентации.
Планируемые результаты обучения
- Называет основные понятия теории коммуникации, коммуникативного воздействия, способы аргументации, виды, формы и правила деловых коммуникаций и объясняет их значение.
- Различает приемы профессиональной и повседневной коммуникации.
- Использует модели коммуникативного акта для построения эффективного общения.
- Прогнозирует развитие коммуникативной ситуации с учетом понимания ситуации общения.
- Использует риторические фигуры и тропы в аргументирующей коммуникации.
- Реализует навыки делового общения, позволяющие достигнуть эффективного уровня коммуникации.
- Использует навыки вербальной, невербальной и паравербальной (паралингвистической) коммуникации в ситуациях взаимодействия.
- Различает коммуникативную, перцептивную и интерактивную стороны общения.
- Использует основные приемы понимания, истолкования и применения сообщений.
Содержание учебной дисциплины
- Общение, коммуникация и коммуникативный акт.
- Взаимодействие и воздействие в коммуникации.
- Теория и практика аргументации.
- Понимание и интерпретация (герменевтические аспекты коммуникации).
- Внутригрупповая коммуникация.
- Массовая коммуникация и социальное влияние.
- Деловая коммуникация.
Элементы контроля
- Анализ коммуникативной ситуации
- Использование аргументации
- Составление резюме
- Анализ кейсов - сообщений от руководителя
- Составление презентации по тематике эффективных профессиональных коммуникаций
- Тест по принципам построения эффективной профессиональной коммуникации
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.2 * Анализ кейсов - сообщений от руководителя + 0.2 * Анализ коммуникативной ситуации + 0.1 * Использование аргументации + 0.1 * Составление презентации по тематике эффективных профессиональных коммуникаций + 0.1 * Составление резюме + 0.3 * Тест по принципам построения эффективной профессиональной коммуникации
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Боголюбова, Н. М. Межкультурная коммуникация в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 253 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01744-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489797 (дата обращения: 27.08.2024).
- Боголюбова, Н. М. Межкультурная коммуникация в 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов / Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 263 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01861-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490592 (дата обращения: 27.08.2024).
- Деловая риторика. Культура речи и деловое общение : учебник / В. А. Ефремов, В. Д. Черняк, И. Н. Левина [и др.] ; под ред. В. А. Ефремова, В. Д. Черняк. — Москва : КноРус, 2023. — 217 с. — ISBN 978-5-406-11889-4. — URL: https://book.ru/book/949882 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
- Кашкин, В. Б. Введение в теорию коммуникации : учебное пособие / В. Б. Кашкин. — 8-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2022. — 224 с. — ISBN 978-5-9765-1424-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/232412 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Кузнецов, И. Н. Бизнес-риторика : практическое пособие / И. Н. Кузнецов. - 8-е изд. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2023. - 406 с. - ISBN 978-5-394-05167-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2082473
- Третьяк, Г. Е., Кризисные коммуникации - феномен социокультурной действительности : монография / Г. Е. Третьяк. — Москва : Русайнс, 2020. — 134 с. — ISBN 978-5-4365-4698-8. — URL: https://book.ru/book/936030 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
- Шарков, Ф. И. Коммуникология: основы теории коммуникации : учебник для бакалавров / Ф. И. Шарков. - 7-е изд., стер. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2023. - 488 с. - ISBN 978-5-394-05111-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2082722
Рекомендуемая дополнительная литература
- Бизнес-коммуникации в сервисе: документационные, речевые, имиджевые и рекламные технологии - Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Кошлякова М.О. и др. - НИЦ ИНФРА-М - 2020 - https://znanium.com/catalog/product/1087046 - 1196389 - ZNANIUM
- Введенская, Л. А., Деловая риторика : учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. — Москва : КноРус, 2022. — 416 с. — ISBN 978-5-406-09465-5. — URL: https://book.ru/book/943127 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
- Вишняков, С. А. Иноязычная вербальная коммуникация: преподавание, изучение, усвоение в контексте теории средового подхода : монография / С. А. Вишняков, Л. А. Дунаева. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2017. — 168 с. — ISBN 978-5-9765-2326-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/91044 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Деловые коммуникации - Папкова О.В. - Вузовский учебник - 2022 - https://znanium.com/catalog/product/1758027 - 358437 - ZNANIUM
- Деловые коммуникации: социально-психологические аспекты - Пивоваров А.М. - РИОР - 2019 - https://znanium.com/catalog/product/908134 - 482629 - ZNANIUM
- Интернет-коммуникация как новая речевая формация : монография / научные редакторы Т. Н. Колокольцева, О. В. Лутовинова. — 3-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2016. — 328 с. — ISBN 978-5-9765-1310-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/106822 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Когнитивные механизмы невербальной коммуникации / под редакцией В. А. Барабанщикова. — Москва : Когито-центр, 2017. — 359 с. — ISBN 978-5-89353-510-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109393 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Колмогорова, А. В. Аргументация в речевой повседневности : монография / А. В. Колмогорова. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2021. — 152 с. — ISBN 978-5-9765-0804-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/277880 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Колышкина, Т. Б. Деловые коммуникации, документооборот и делопроизводство : учебное пособие для вузов / Т. Б. Колышкина, И. В. Шустина. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 145 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14216-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513409 (дата обращения: 27.08.2024).
- Куликова, Л. В. Коммуникация. Стиль. Интеркультура: прагмалингвистические и культурно-антропологические подходы к межкультурному общению [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л. В. Куликова. - Красноярск: СФУ, 2011. - 268 с. - ISBN 978-5-7638-2183-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/443095
- Кухаренко, В. А. Интерпретация текста : учебник / В. А. Кухаренко. — 4-е изд., перераб. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 314 с. — ISBN 978-5-9765-3783-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119063 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Мечковская, Н. Б. История языка и история коммуникации: от клинописи до интернета: курс лекций по общему языкознанию : учебное пособие / Н. Б. Мечковская. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016. — 584 с. — ISBN 978-5-89349-854-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/74739 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Ореховская, Н. А. PR в сфере социальной коммуникации : учебник / Н. А. Ореховская. - Москва : Альфа-М, 2013. - 198 с. - ISBN 978-5-98281-385-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/448801
- Чаган, Н. Г., Public Relations: управление преднамеренными коммуникациями : учебное пособие / Н. Г. Чаган. — Москва : Русайнс, 2023. — 289 с. — ISBN 978-5-4365-9912-0. — URL: https://book.ru/book/945231 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
- Шарков, Ф. И. Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг : учебное пособие / Ф. И. Шарков. — 3-е изд., стер. — Москва : Дашков и К, 2022. — 324 с. — ISBN 978-5-394-03519-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/277271 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Шарков, Ф. И. Интерактивные электронные коммуникации (возникновение “Четвертой волны”) / Шарков Ф.И., - 3-е изд. - Москва :Дашков и К, 2017. - 260 с.: ISBN 978-5-394-02257-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/415250
- Ягнюк, К. В. Анатомия терапевтической коммуникации. Базовые навыки и техники : учебное пособие / К. В. Ягнюк. — 2-е изд., испр. — Москва : Когито-центр, 2019. — 166 с. — ISBN 978-5-89353-578-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/249527 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.