• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Современное искусство в России

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Дека Анастасия Алексеевна, Люлина Александра Михайловна, Обухова Александра Евгеньевна, Трубицына Антонина Юрьевна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 90

Программа дисциплины

Аннотация

Модуль продолжает общий курс истории и теории современного искусства и сконцентрирован на художественных процессах, происходивших в России с начала 20 века, а также актуальных сегодня. Особое внимание будет уделено 50-90 гг. Специфика отечественного искусства объясняется изоляцией советской (и отчасти постсоветской) культуры от западных образцов и формированием в этих герметичных условиях уникального явления независимого, или нонконформистского искусства. Как, вопреки всевозможным запретам и на фоне тотального соцреализма, в СССР возникли свои концептуалисты, метафизики, абстракционисты, авторы инсталляций и перформансов, как выглядели квартирные арт-галереи и выставки-однодневки — этим и другим приметам российского искусства посвящена посвящена данная дисциплина.Формат занятий: Занятия для студентов московского кампуса проводятся оффлайн. Для студентов из других кампусов предусмотрена трансляция лекций, а также семинарская группа онлайн. Обращаем внимание на необходимость включить камеру при посещении занятий онлайн. Студенты с выключенной камерой будут отправлены в зал ожидания в течение 15 минут после начала занятия.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Рассказать об истории русского искусства ХХ-ХХI веков в ее непрерывности, от экспериментов начала ХХ века до современного арт-активизма.
  • Изучить специфики становления и развития современного искусства в институциональных, социально-политических обстоятельствах и экономике искусства описываемого периода.
  • Проявить логику развития стилей, направлений, художественных групп и течений внутри магистральной линии истории, отразить преемственность и систему взаимовлияний.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает историю зарождения конструктивизма в российском искусстве.
  • Знает историю зарождения футуристического движения в российском искусстве.
  • Знает о времени расцвета конструктивизма в России и о его влиянии на мировое искусство.
  • Знает о главных итогах выставки "30 лет МОСХ" 1962 года и зарождении "неофициального искусства".
  • Знает о причинах интенсификации выставочной и издательской деятельности провозвестников авангарда
  • Знает о роли мастерских в доме в Фурманном переулке в российском искусстве.
  • Знает о роли фигуры Эля Лисицкого в российском искусстве.
  • Знает о специфике деятельности художников в рамках Московского акционизма
  • Знает о специфике зарождения "Нового реализма" и геометрических абстракциях в "неофициальном искусстве"
  • Знает о специфике искусства "Новых скучных и нескучных".
  • Знает о специфике появления новых художественных институций в период Перестройки.
  • Знает о специфике появления символизма в России.
  • Знает о специфике развития соцреализма в 1940-1950-ых годах.
  • Знает о специфике творчества групп "Новое общество живописцев", "Бытие", "Четыре искусства".
  • Знает о специфике художественной деятельности в России в 1990-ых годах.
  • Знает об истории художественного процесса в России после снятия "запретов" в 1980-1990-ые годы.
  • Знает об особенностях взаимодействия власти и художников в пост-революционное время.
  • Знает об особенностях деятельности группы "Мухомор", "Гнездо".
  • Знает об особенностях искусства "Станковистов" в 1920-ых годах.
  • Знает об особенностях существования "подпольного" художественного мира в 1960-ых годах.
  • Знает специфику развития искусства в России в эпоху оттепели.
  • Перечисляет новаторские методы художественного образования, предложенные ВХУТЕМАСом и ВХУТЕИНом.
  • Перечисляет предпосылки зарождения социалистического реализма.
  • Рассказывает о политическом искусстве в России в 1990-ых годах.
  • Рассказывает о роли галереи APTART и развитии концептуализма в 1980-ых.
  • Рассказывает о роли фигуры Ильи Кабакова в российском искусстве.
  • Рассказывает о специфике зарождения соц-арта и диссидентства
  • Рассказывает о специфике работы галереи-лаборатории "В Трехпрудном переулке".
  • Рассказывает об особенностях деятельности московской школы концептуализма в конце 1970-ых.
  • Рассказывает об особенностях художественного процесса в России в начале 2000-ых.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Близость неизвестного нового
  • Разлом: от сезаннизма к кубизму и футуризму
  • "Дыр-бул-щыл": алогизм и абстракция
  • «Большевики искусства» (В. Маяковский)
  • На руинах Академии
  • Конструкция вместо композиции
  • «Не к старому, не к новому, а к нужному!» (В. Татлин)
  • «Настало время социально-целесообразному» (А. Ган)
  • Станковисты 1920-х
  • «Быть понятным народу»
  • «Изображать действительность в ее революционном развитии» (А. Жданов)
  • Соцреализм «с человеческим лицом»
  • «Оттепель»: новые возможности
  • «Такое "искусство" нам не нужно» (редакционная статья в газете «Правда»)
  • «Новый реализм» и геометрическая абстракция в «неофициальном» советском искусстве
  • Художественная работа под властным запретом
  • Искусство и политика: соц-арт и диссидентство
  • «Одиннадцатый персонаж»: Илья Кабаков
  • «Пустое действие»: московская школа концептуализма в конце 1970-х
  • «Дух дадаизма живет и побеждает»
  • Жизнь на полях: «белый шум» московской школы концептуализма 1980-х
  • Кто расписал фасад Перестройки?
  • «Великая победа» (группа «Чемпионы мира»)
  • Искусство на свободе
  • Московский акционизм 1990-х
  • «Искусство или смерть»
  • «Картины по заказу», или Современное русское искусство в поисках зрителя
  • «Против всех»
  • Поколение эпохи стабильности
  • «Новые скучные и нескучные»
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    На семинарах студенты выполняют разный спектр работ: выступление с устным ответом, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя. Также в рамка семинарских занятий предполагается написание тестов-угадаек.
  • неблокирующий Эссе
    Анализ конструктивистского сооружения. Самостоятельная творческая письменная работа, представляющая собой развернутое и аргументированное изложение точки зрения автора. Эта точка зрения должна суммировать результаты небольшого теоретического исследования темы. Материалами такого исследования служат рекомендованные в библиографии курса источники, эмпирические данные, самостоятельно найденные автором теоретические и эмпирические материалы.
  • неблокирующий Экзамен
    Устный экзамен предполагает необходимость ответа на 2 теоретических вопроса. На подготовку к ответам дается 5 минут, на ответ – 10 минут. В ходе экзамена проверяется наличие представлений об основных течениях и направлениях в российском искусстве XX века. Студент должен понимать социально-политический, философский и художественный контекст создания изученных произведений, а также иметь представление о работах и художниках изучаемого периода.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.29 * Работа на семинарах + 0.4 * Экзамен + 0.31 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Марина Екатерина Дмитриевна. (n.d.). Советское Неофициальное Искусство 1950-1980-Х Гг. - Методология Современных Исследований.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лазебникова, И. (2009). Концептуальные Альбомы 1970-Х Годов: Илья Кабаков И Виктор Пивоваров. Вестник Челябинского Государственного Университета, 22.

Авторы

  • Сафронов Евгений Александрович