2023/2024
Современное искусство в России
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Майнор
Где читается:
Базовая кафедра Музея современного искусства «Гараж»
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Дека Анастасия Алексеевна,
Люлина Александра Михайловна,
Обухова Александра Евгеньевна,
Трубицына Антонина Юрьевна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
90
Программа дисциплины
Аннотация
Модуль продолжает общий курс истории и теории современного искусства и сконцентрирован на художественных процессах, происходивших в России с начала 20 века, а также актуальных сегодня. Особое внимание будет уделено 50-90 гг. Специфика отечественного искусства объясняется изоляцией советской (и отчасти постсоветской) культуры от западных образцов и формированием в этих герметичных условиях уникального явления независимого, или нонконформистского искусства. Как, вопреки всевозможным запретам и на фоне тотального соцреализма, в СССР возникли свои концептуалисты, метафизики, абстракционисты, авторы инсталляций и перформансов, как выглядели квартирные арт-галереи и выставки-однодневки — этим и другим приметам российского искусства посвящена посвящена данная дисциплина.Формат занятий: Занятия для студентов московского кампуса проводятся оффлайн. Для студентов из других кампусов предусмотрена трансляция лекций, а также семинарская группа онлайн. Обращаем внимание на необходимость включить камеру при посещении занятий онлайн. Студенты с выключенной камерой будут отправлены в зал ожидания в течение 15 минут после начала занятия.
Цель освоения дисциплины
- Рассказать об истории русского искусства ХХ-ХХI веков в ее непрерывности, от экспериментов начала ХХ века до современного арт-активизма.
- Изучить специфики становления и развития современного искусства в институциональных, социально-политических обстоятельствах и экономике искусства описываемого периода.
- Проявить логику развития стилей, направлений, художественных групп и течений внутри магистральной линии истории, отразить преемственность и систему взаимовлияний.
Планируемые результаты обучения
- Знает историю зарождения конструктивизма в российском искусстве.
- Знает историю зарождения футуристического движения в российском искусстве.
- Знает о времени расцвета конструктивизма в России и о его влиянии на мировое искусство.
- Знает о главных итогах выставки "30 лет МОСХ" 1962 года и зарождении "неофициального искусства".
- Знает о причинах интенсификации выставочной и издательской деятельности провозвестников авангарда
- Знает о роли мастерских в доме в Фурманном переулке в российском искусстве.
- Знает о роли фигуры Эля Лисицкого в российском искусстве.
- Знает о специфике деятельности художников в рамках Московского акционизма
- Знает о специфике зарождения "Нового реализма" и геометрических абстракциях в "неофициальном искусстве"
- Знает о специфике искусства "Новых скучных и нескучных".
- Знает о специфике появления новых художественных институций в период Перестройки.
- Знает о специфике появления символизма в России.
- Знает о специфике развития соцреализма в 1940-1950-ых годах.
- Знает о специфике творчества групп "Новое общество живописцев", "Бытие", "Четыре искусства".
- Знает о специфике художественной деятельности в России в 1990-ых годах.
- Знает об истории художественного процесса в России после снятия "запретов" в 1980-1990-ые годы.
- Знает об особенностях взаимодействия власти и художников в пост-революционное время.
- Знает об особенностях деятельности группы "Мухомор", "Гнездо".
- Знает об особенностях искусства "Станковистов" в 1920-ых годах.
- Знает об особенностях существования "подпольного" художественного мира в 1960-ых годах.
- Знает специфику развития искусства в России в эпоху оттепели.
- Перечисляет новаторские методы художественного образования, предложенные ВХУТЕМАСом и ВХУТЕИНом.
- Перечисляет предпосылки зарождения социалистического реализма.
- Рассказывает о политическом искусстве в России в 1990-ых годах.
- Рассказывает о роли галереи APTART и развитии концептуализма в 1980-ых.
- Рассказывает о роли фигуры Ильи Кабакова в российском искусстве.
- Рассказывает о специфике зарождения соц-арта и диссидентства
- Рассказывает о специфике работы галереи-лаборатории "В Трехпрудном переулке".
- Рассказывает об особенностях деятельности московской школы концептуализма в конце 1970-ых.
- Рассказывает об особенностях художественного процесса в России в начале 2000-ых.
Содержание учебной дисциплины
- Близость неизвестного нового
- Разлом: от сезаннизма к кубизму и футуризму
- "Дыр-бул-щыл": алогизм и абстракция
- «Большевики искусства» (В. Маяковский)
- На руинах Академии
- Конструкция вместо композиции
- «Не к старому, не к новому, а к нужному!» (В. Татлин)
- «Настало время социально-целесообразному» (А. Ган)
- Станковисты 1920-х
- «Быть понятным народу»
- «Изображать действительность в ее революционном развитии» (А. Жданов)
- Соцреализм «с человеческим лицом»
- «Оттепель»: новые возможности
- «Такое "искусство" нам не нужно» (редакционная статья в газете «Правда»)
- «Новый реализм» и геометрическая абстракция в «неофициальном» советском искусстве
- Художественная работа под властным запретом
- Искусство и политика: соц-арт и диссидентство
- «Одиннадцатый персонаж»: Илья Кабаков
- «Пустое действие»: московская школа концептуализма в конце 1970-х
- «Дух дадаизма живет и побеждает»
- Жизнь на полях: «белый шум» московской школы концептуализма 1980-х
- Кто расписал фасад Перестройки?
- «Великая победа» (группа «Чемпионы мира»)
- Искусство на свободе
- Московский акционизм 1990-х
- «Искусство или смерть»
- «Картины по заказу», или Современное русское искусство в поисках зрителя
- «Против всех»
- Поколение эпохи стабильности
- «Новые скучные и нескучные»
Элементы контроля
- Работа на семинарахНа семинарах студенты выполняют разный спектр работ: выступление с устным ответом, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя. Также в рамка семинарских занятий предполагается написание тестов-угадаек.
- ЭссеАнализ конструктивистского сооружения. Самостоятельная творческая письменная работа, представляющая собой развернутое и аргументированное изложение точки зрения автора. Эта точка зрения должна суммировать результаты небольшого теоретического исследования темы. Материалами такого исследования служат рекомендованные в библиографии курса источники, эмпирические данные, самостоятельно найденные автором теоретические и эмпирические материалы.
- ЭкзаменУстный экзамен предполагает необходимость ответа на 2 теоретических вопроса. На подготовку к ответам дается 5 минут, на ответ – 10 минут. В ходе экзамена проверяется наличие представлений об основных течениях и направлениях в российском искусстве XX века. Студент должен понимать социально-политический, философский и художественный контекст создания изученных произведений, а также иметь представление о работах и художниках изучаемого периода.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.29 * Работа на семинарах + 0.4 * Экзамен + 0.31 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Марина Екатерина Дмитриевна. (n.d.). Советское Неофициальное Искусство 1950-1980-Х Гг. - Методология Современных Исследований.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Лазебникова, И. (2009). Концептуальные Альбомы 1970-Х Годов: Илья Кабаков И Виктор Пивоваров. Вестник Челябинского Государственного Университета, 22.