2023/2024![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Профессии в арт-мире
Статус:
Майнор
Где читается:
Базовая кафедра Музея современного искусства «Гараж»
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Баринова Екатерина Анатольевна,
Дека Анастасия Алексеевна,
Люлина Александра Михайловна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
90
Программа дисциплины
Аннотация
Работа в арт-сфере обычно ассоциируется с деятельностью музейных сотрудников и искусствоведов, однако сегодня наряду с хранителями, кураторами, историками и реставраторами существует целый ряд других профессий, связанных с художественными процессами, подготовкой выставок и их критическим осмыслением. В рамках данного курса будет рассказано о роли и статусе куратора в современном мире; слушатели узнают о трансформации традиционных функций музейного персонала на примере таких относительно новых профессий, как арт-медиатор, независимый критик, куратор-фрилансер. Отдельное внимание будет уделено российским культурным институциям и происходящим в них процессам — появлению новых директоров, внедрению инклюзивных практик и существенным преобразованиям в области образовательных программ.
Цель освоения дисциплины
- Изучение процессов, повлиявших на возникновение новых категорий музейных работников, истории появления и становления профессий в арт-мире
- Изучение разнообразия профессий и специфики отдельных специальностей, представленных в арт-мире на сегодняшний день.
- Получение актуальных теоретических и практических знаний непосредственно от ведущих экспертов отрасли.
- Развитие навыка критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода.
Планируемые результаты обучения
- Знает основы государственной культурной политики и принципы финансирования учреждений культуры.
- Знает особенности процесса закупки произведений современного искусства, понимает правовые основы музейной и галерейной работы.
- Описывает историю становления института кураторства.
- Описывает как идеи художника или куратора обретают пространственную форму и как замысел выставки коммуницирует со зрителем на уровне визуального и телесного опыта.
- Описывает основные типы профессий в арт-мире.
- Описывает особенности профессии художника в современном арт-мире.
- Описывает особенности работы в сфере маркетинга, web, SMM, PR в арт-мире.
- Описывает процесс выстраивания выставочной политики институций и как она выражается в их выставочной программе.
- Описывает специфику функционирования арт-рынка.
- Перечисляет "креативные" профессии в арт-мире, описывает их особенности.
- Перечисляет возможные источники дохода для бюджетных учреждений.
- Перечисляет форматы текстов в области журналистики культуры и искусства.
- Понимает и описывает специфику работы учреждений культуры и искусства и стратегии их устойчивого развития.
- Создает план организации события с привлечением гостей в учреждении культуры.
- Составляет план публичной программы для учреждения культуры.
- Составляет план ребрендинга учреждения культуры.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в понятие арт-мира: профессии и институции
- Креативный класс и пролетарии творческого труда
- Профессионализация богемы
- Азы кураторства
- Артикуляция в ярлыках, знаках и полосах
- Искусство коммуникаций
- Цена искусства. Дорого или бесценно?
- Искусство и государство
- Учреждения культуры в развитии
- Как тратить музейный бюджет? Как зарабатывать?
- Долгосрочное планирование выставок
- Выставка: искусство в пространстве
- Хрупкое искусство и добросовестное использование
- Публичные программы и работа с аудиторией
- Event-менеджмент и guest-менеджмент
- Ребрендинг музея
Элементы контроля
- Работа на семинарахНа семинарах студенты выполняют разный спектр работ: выступление с устным ответом, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя. Также в рамка семинарских занятий предполагается написание тестов-угадаек.
- ЭссеЭссе в формате мотивационного письма. Студент должен выбрать одну из профессий в культурной индустрии, о которой идет речь в рамках курса, и составить мотивационное письмо не меньше 1500 и не больше 3000 знаков, в котором будет описано, чем его привлекает выбранная профессия, какие примеры для подражания в этой профессии он знает. Студент должен описать, какие знания и навыки нужны для этой профессии, и ссылаться на проекты, которые были реализованы в этой сфере известными институциями (российскими или зарубежными).
- Групповой проектВ рамках итогового проекта студенты распределяются на команды, выбирают институцию из предложенных и совместно разрабатывают для нее проект (выставку, событие, исследование или проект другого формата). Внутри проектный группы участники распределяют функциональные роли. За каждым студентом должно быть закреплена одна роль для индивидуальной работы в рамках командной реализации проекта. Студентам необходимо предложить проект, вписывающийся в текущую деятельность институции или в ее стратегические планы. Работа над проектом завершается групповой защитой. В рамках защиты студенты должны проанализировать, как с точки зрения командного взаимодействия происходит реализация задумки от идеального плана к реальности.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.4 * Групповой проект + 0.29 * Работа на семинарах + 0.31 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Минервин, И. (2013). 2013. 01. 039. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – М. : Классика-XXI, 2011. – 430 с. Социальные и Гуманитарные Науки. Отечественная и Зарубежная Литература. Серия 2: Экономика. Реферативный Журнал, 1.
Рекомендуемая дополнительная литература
- СЛЕПОВА В.В., & КОВЕЛА Д.Ш. (2016). Культурная Политика Как Ресурс Социально-Экономического Развития Территории.