• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Профессии в арт-мире

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Баринова Екатерина Анатольевна, Дека Анастасия Алексеевна, Люлина Александра Михайловна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 90

Программа дисциплины

Аннотация

Работа в арт-сфере обычно ассоциируется с деятельностью музейных сотрудников и искусствоведов, однако сегодня наряду с хранителями, кураторами, историками и реставраторами существует целый ряд других профессий, связанных с художественными процессами, подготовкой выставок и их критическим осмыслением. В рамках данного курса будет рассказано о роли и статусе куратора в современном мире; слушатели узнают о трансформации традиционных функций музейного персонала на примере таких относительно новых профессий, как арт-медиатор, независимый критик, куратор-фрилансер. Отдельное внимание будет уделено российским культурным институциям и происходящим в них процессам — появлению новых директоров, внедрению инклюзивных практик и существенным преобразованиям в области образовательных программ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение процессов, повлиявших на возникновение новых категорий музейных работников, истории появления и становления профессий в арт-мире
  • Изучение разнообразия профессий и специфики отдельных специальностей, представленных в арт-мире на сегодняшний день.
  • Получение актуальных теоретических и практических знаний непосредственно от ведущих экспертов отрасли.
  • Развитие навыка критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основы государственной культурной политики и принципы финансирования учреждений культуры.
  • Знает особенности процесса закупки произведений современного искусства, понимает правовые основы музейной и галерейной работы.
  • Описывает историю становления института кураторства.
  • Описывает как идеи художника или куратора обретают пространственную форму и как замысел выставки коммуницирует со зрителем на уровне визуального и телесного опыта.
  • Описывает основные типы профессий в арт-мире.
  • Описывает особенности профессии художника в современном арт-мире.
  • Описывает особенности работы в сфере маркетинга, web, SMM, PR в арт-мире.
  • Описывает процесс выстраивания выставочной политики институций и как она выражается в их выставочной программе.
  • Описывает специфику функционирования арт-рынка.
  • Перечисляет "креативные" профессии в арт-мире, описывает их особенности.
  • Перечисляет возможные источники дохода для бюджетных учреждений.
  • Перечисляет форматы текстов в области журналистики культуры и искусства.
  • Понимает и описывает специфику работы учреждений культуры и искусства и стратегии их устойчивого развития.
  • Создает план организации события с привлечением гостей в учреждении культуры.
  • Составляет план публичной программы для учреждения культуры.
  • Составляет план ребрендинга учреждения культуры.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в понятие арт-мира: профессии и институции
  • Креативный класс и пролетарии творческого труда
  • Профессионализация богемы
  • Азы кураторства
  • Артикуляция в ярлыках, знаках и полосах
  • Искусство коммуникаций
  • Цена искусства. Дорого или бесценно?
  • Искусство и государство
  • Учреждения культуры в развитии
  • Как тратить музейный бюджет? Как зарабатывать?
  • Долгосрочное планирование выставок
  • Выставка: искусство в пространстве
  • Хрупкое искусство и добросовестное использование
  • Публичные программы и работа с аудиторией
  • Event-менеджмент и guest-менеджмент
  • Ребрендинг музея
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    На семинарах студенты выполняют разный спектр работ: выступление с устным ответом, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя. Также в рамка семинарских занятий предполагается написание тестов-угадаек.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе в формате мотивационного письма. Студент должен выбрать одну из профессий в культурной индустрии, о которой идет речь в рамках курса, и составить мотивационное письмо не меньше 1500 и не больше 3000 знаков, в котором будет описано, чем его привлекает выбранная профессия, какие примеры для подражания в этой профессии он знает. Студент должен описать, какие знания и навыки нужны для этой профессии, и ссылаться на проекты, которые были реализованы в этой сфере известными институциями (российскими или зарубежными).
  • неблокирующий Групповой проект
    В рамках итогового проекта студенты распределяются на команды, выбирают институцию из предложенных и совместно разрабатывают для нее проект (выставку, событие, исследование или проект другого формата). Внутри проектный группы участники распределяют функциональные роли. За каждым студентом должно быть закреплена одна роль для индивидуальной работы в рамках командной реализации проекта. Студентам необходимо предложить проект, вписывающийся в текущую деятельность институции или в ее стратегические планы. Работа над проектом завершается групповой защитой. В рамках защиты студенты должны проанализировать, как с точки зрения командного взаимодействия происходит реализация задумки от идеального плана к реальности.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.4 * Групповой проект + 0.29 * Работа на семинарах + 0.31 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Минервин, И. (2013). 2013. 01. 039. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – М. : Классика-XXI, 2011. – 430 с. Социальные и Гуманитарные Науки. Отечественная и Зарубежная Литература. Серия 2: Экономика. Реферативный Журнал, 1.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • СЛЕПОВА В.В., & КОВЕЛА Д.Ш. (2016). Культурная Политика Как Ресурс Социально-Экономического Развития Территории.